Сфера земельных и имущественных отношений (258)
Государственный кадастровый учет объекта недвижимости — это процедура, проводимая органом кадастрового учета по постановке, прекращению и изменению сведений об объекте недвижимости, отражаемая в государственном кадастре недвижимости. Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет означает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об этом объекте. Без постановки на кадастровый учет сейчас невозможно совершить продажу дома, помещения или участка земли, либо сдать их в аренду.
Обязательные требования по кадастровому учету для земельных участков в соответствии с законодательством стали действовать с 01.01.2008 года, а в отношении объектов капитального строительства с 01.01.2013 года.
Таким образом, для того чтобы быть полноценным собственником объекта недвижимости, либо иметь возможность беспрепятственно распоряжаться ей по своей воле, требуется поставить такой объект на кадастровый учет.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) для постановки на кадастровый учет объекта капитального строительства требуется оформление технического плана.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В соответствии с Законом о кадастре изготавливать и подписывать технический план имеет право аттестованный кадастровый инженер.
Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Сведения об объектах капитального строительства, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта объекта недвижимости.
Заверенные копии таких документов помещаются в Приложение к техническому плану.
В случае отсутствия вышеуказанных документов, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
До 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.
Таким образом, технический план на жилой дом может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости.
После подготовки технического плана, заявитель обращается в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет жилого дома с приложением технического плана.
В соответствии с Законом о кадастре срок осуществления кадастрового учета составляет 10 рабочих дней. Заявления, поступающие через портал в электронном виде, обрабатываются в течении 7 рабочих дней.
После получения кадастрового паспорта жилого дома, заявитель обращается в Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) для регистрации права собственности.
№ |
Вид земельного участка |
Нахождение земельного участка |
Предельная цена кадастровых работ в отношении земельных участков (за каждый земельный участок, рублей) |
||
Одного земельного участка |
Одновременно 2-х смежных земельных участков |
Одновременно 3-х и более земельных участков |
|||
1. |
Земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на территории Республики Саха (Якутия) |
а) в пределах МО г. г. Якутск, Нерюнгри Мирный |
3940 |
2760 |
1970 |
б) на остальной территории РС (Я) |
2630 |
2100 |
1890 |
Примечание:
Предельные максимальные цены кадастровых работ в отношении земельных участков включают в себя стоимость всех работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые сведения для кадастрового учета земельного участка
Превышение установленных приказом Государственного комитета по ценовой политике РС (Я) максимальных цен на кадастровые работы в отношении земельных участков для населения является нарушением порядка ценообразования и влечет за собой административную ответственность в виде штрафа:
- на граждан - 5000 рублей;
- на должностных лиц - 25000 рублей или 50000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
- на юридических лиц - 100000 рублей.
Для сведения сообщаем, что для выполнения кадастровых работ можно найти кадастрового инженера с квалификационным аттестатом через Государственный реестр кадастровых инженеров, который размещен на сайте Министсрства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) по ссылке https://rosrеestr.ru/wps/portal/ais_rki или же обратиться в филиалы ГУП РС (Я) РЦТИ в районах.
О фактах превышения предельных максимальных цен на кадастровые работы в отношении земельных участков просим сообщать в Г'осударственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от имени граждан с приложением подтверждающих документов посредством:
1. Личный прием граждан по адресу г. Якутск, пр. Ленина, 28, 5 этаж каждую среду в кабинет 503 с 16-18 часов;
2. Письменное обращение в ГКЦ РС (Я) (каб. 515);
3.Обращение по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
4.Обращение в онлайн-режиме через интернет-приемную
5.Обращение по телефону "горячей линии": (4112) 34-34-37
Содержание кадастровых работ, входящих в установленную предельную максимальную цену на кадастровые работы для оформления кадастрового паспорта в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, иидивидуального гаражного
или жилищеого строительства на территории Республики Саха (Якутия)
1. Подготовительиые работы.
1.1. Изучение документов (материалов) о земельном участке (участках), представленных заказчиком работ:
- сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке (участках);
- документов, удостоверяющих права на землю ( при их отсутствии - правоустонавливающих документов);
- каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС) и иных исходных геодезических пунктов;
- адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;
- иных документов, связанных с формированием земельных участков.
2. Анализ градостроительной, землеустроительной, лесоустроительной или иной проектной документации по образованию новых земельных участков.
2.1. Установление наличия и анализ содержания документации, представленной заказчиком кадастровых работ (далее - Заказчиком), на основании которой планируется оказание услуг:
- градостроительной документации (в части прсекта межевания герригории);
- землеустроительной документации (в части содержания сведений об образовании земельных участков);
- лесоустроительной документации ( в части содержания сведений об образовании лесных участков);
- иной документации (в части принятия решений по формированию земельных участков).
3. Работы по определению координат характерных точек границ земельного участка картометрическим (фотограмметрическим) методом.
3.1 Полготовигельные работы.
- подбор планово-картографического материала (аэро- и космоснимков) и нанесение на него границ земельного участка;
- подготовка планово-картографического материала с нанесенными границами земельного участка;
- определение координат характерных точек границ земельного участка картометрическим (фотограмметрическим) методом;
- вычисление поворотных точек координат.
4. Вычерчивание графической части межевого плана земельного участка.
Вычерчивание составных элементов графической части межевого
плана земельного участка:
- схема геодезических построений;
- схема расположения земельных участков;
- чертеж земельных участков и их частей;
- абрисы узловых точек границ земельных участков;
- вычисленис площади межуемого земельного участка;
-подписание Акта согласования границ.
5. Оформление межевого плана.
5.1. Оформление текстовой части межевого плана с указанием необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке или земельных участках.
Комплектование документов (материалов):
- графической части межевого плана;
- текстовой части межевого плана;
- документов (материалов), использованных при подготовке межевого плана.
Заверение, оформленного межевого плана, подписью и печатью каластрового инженера.
Работы, которые не включены в предельную максимальную цену на кадастровые работы и подлежат дополнительной оплате:
· запрос сведений для формирования земельного участка (запрос кадастрового плана территории и кадастровых выписок);
- отправка XML документов на кадастровый учет через портал Росреестра;
- получение кадастрового паспорта;
- транспортные расходы;
- топографо-геодезические работы (топосъемка);
- постановка земельного участка на государственный кадастровый учет;
· подготовка и утверждение схемы расположения границ земельного участка;
- юридические услуги;
· услуги нотариуса;
- государственная пошлина.
Что такое вид разрешенного использования земельного участка? И как его узнать?
Вид разрешенного использования земельного участка – это установленная в публичном порядке совокупность разрешенных параметров использования земельного участка.
В соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них видом разрешенного использования. Иными словами, вид разрешенного использования влияет на то, как правообладатель может его использовать. Вид разрешенного использования земельного участка определяет кадастровую стоимость земельного участка и другие особенности использования земельного участка. Какой вид разрешенного использования установлен для Вашего земельного участка можете узнать по кадастровому номеру на сайте www.rosreestr.ru или запросив кадастровый паспорт (кадастровую выписку) о земельном участке.
Откуда берется вид разрешенного использования?
Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью Правил землепользования и застройки.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны (определенной территории) виды разрешенного использования земельных участков.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты.
Как изменить вид разрешенного использования?
Согласно Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Достаточно обратиться в Кадастровую палату с заявлением об учете изменений и указанием конкретного выбранного вида разрешенного использования. При соответствии выбранного вида разрешенного использования градостроительному регламенту соответствующие сведения будут внесены в государственный кадастр недвижимости (все необходимые сведения запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у органов местного самоуправления).
Земельная реформа 1991 года в России наконец дала людям реальную возможность владеть недвижимостью. Но теперь помимо государства в стране появились тысячи собственников земли и расположенных на ней объектов. Чтобы как-то гарантировать их права, государству потребовалось знать, где находятся их земли и на каких условиях они принадлежат своим владельцам. К тому же, важны стали качественные характеристики участков, чтобы определить их стоимость и зависимую от нее ставку земельного налога. Так в стране созрела необходимость создания системы государственного кадастра. Прошло почти десять лет, прежде чем в 2000 году наконец появился земельный кадастр. С 2008 года в нашей стране вместе с одноименным законом введен государственный кадастр недвижимости. Он представляет собой огромную базу, в которой содержатся сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях и объектах незавершенного строительства.
Кадастровый учет - это процедура внесения сведений о вашей недвижимости в государственный кадастр недвижимости. Иными словами - признание государством вашей квартиры, дома, дачи или земельного участка недвижимостью. Это позволяет зарегистрировать на данную недвижимость право собственности и распоряжаться ей в полной мере. Принцип кадастрового учета заявительный. Это означает, что потенциальный собственник недвижимости сам определяет необходимость постановки ее на кадастровый учет. Однако следует учесть, что не все возведенные объекты капстроительства могут быть признаны объектами недвижимого имущества. Если не поставить на кадастровый учет объект недвижимого имущества, то невозможно зарегистрировать на него право собственности, а также полноценно им пользоваться.
По российскому законодательству вы не обязаны ставить принадлежащее вам недвижимое имущество на кадастровый учет. Однако любые сделки с недвижимостью невозможно осуществить без зарегистрированного права на нее. Если у вас нет свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, дом (здание), сооружение или объект незавершенного строительства, квартиру или комнату (помещение), то получить его вы сможете только после кадастрового учета. Таким образом, кадастровый учет обязателен, если у вас не зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество. Полномочия по государственному кадастровому учету и ведению государственный кадастр недвижимости (ГКН) осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии
Важные сведения в кадастре это:
· вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства)
· кадастровый номер и дата его присвоения
· местоположение границ объекта недвижимости
· площадь
· адрес
· сведения о правах на объект и их обладателях
· разрешенное использование
Именно в момент осуществления кадастрового учета эти сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости.
В результате кадастрового учета сведения об объекте недвижимости попадают в государственный кадастр. Одновременно объекту присваивается кадастровый номер – уникальный не повторяющийся идентификатор. Правообладатель недвижимого имущества получает кадастровый паспорт – документ, в котором содержатся все основные сведения о объекте, в том числе вид, кадастровый номер и площадь.
После постановки на учет вы в любое время сможете посмотреть общедоступные сведения о вашей недвижимости на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru). Если вы владелец земельного участка, то через какое-то время он появится на публичной кадастровой карте.
С 01 января 2016 г. наряду с Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление Росреестра) полномочия по выдаче сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) переданы филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Саха (Якутия) (далее - Кадастровая палата).
Кадастровая палата предоставляет выписки из ЕГРП, содержащие общедоступные сведения об объекте недвижимого имущества, сведения о переходе прав на объект недвижимого имущества, сведения о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества.
Управление Росреестра как и прежде, предоставляет сведения ЕГРП в виде:
- справок о содержании правоустанавливающего документа;
- копии договора или иного документа, выражающего содержание односторонней сделки совершенного в простой письменной форме, или копии иного правоустанавливающего документа и (или) копий иных документов, помещенных в дела правоустанавливающих документов.
Данный вид запросов обрабатывается только Управлением Росреестра и его территориальными отделами с оплатой за предоставление услуг за данную информацию.
За предоставление сведений из ЕГРП взимается плата в размере, установленном приказом Минэкономразвития России от 16.12.2010 №650 в зависимости от типа требуемого документа и следующих обстоятельств:
- статуса заявителя (орган государственной власти, иные государственные органы, юридическое лицо, физическое лицо);
- формы предоставления сведений из ЕГРП (бумажная или электронная)
- местонахождения недвижимости;
- вида запрашиваемого документа;
- вида недвижимого имущества (выписка о зарегистрированных правах на предприятие стоит дороже выписки о правах на иное недвижимое имущество).
Обращаем внимание, что в случае обращения с запросом в Кадастровую палату, оплата за предоставление сведений из ЕГРП должна будет производиться по реквизитам Кадастровой палаты. Кадастровая палата на бесплатной основе предоставляет информацию лицам и организациям, имеющим право на безвозмездное получение сведений из ЕГРП, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
Сведения из ЕГРП предоставляются заявителю в срок не более 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Этот срок иногда может быть продлен, например до семи дней, если правообладатель хочет получить информацию о лицах, получивших сведения о принадлежащих ему объектах недвижимости.
Запрос о предоставлении сведений из ЕГРП можно подать лично в пунктах приема-выдачи Кадастровой палаты, либо в центры государственных услуг «Мои документы», либо по почте. Кроме того, можно оформить запрос в электронном виде, заполнив форму, размещенную на официальном сайте Росреестра (rosreestr.ru).
Также заявитель может получить сведения, содержащиеся в ЕГРП через доступ к информационному ресурсу, который содержит эти сведения, для чего ему нужно получить ключ доступа, при личном обращении в Кадастровую палату. Подробную информацию по работе с сервисом можно получить на портале Росреестра по ссылке https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_dostup_ir.
Сивцева А.А. – заместитель начальника ОПС филиала
ФГБУ «ФКП Росреестра»
по Республике Саха (Якутия)
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия) ведется работа по оказанию помощи людям с инвалидностью в получении государственных услуг Росреестра, включая их сопровождение. В связи с этим были назначены ответственные лица по оказанию помощи в получении государственных услуг. Они оказывают содействие людям с инвалидностью при передвижении в зданиях, при входе и выходе из них, при посадке в транспортное средство и высадке из него перед входом в здание, в доступной форме разъясняют порядок предоставления услуги, последовательность действий, необходимых для получения услуги, требований к оформлению необходимых для предоставления услуги документов, ознакомлением с размещением кабинетов.
Также для повышения уровня доступности в Филиале создана комиссия по проведению обследования и паспортизации объектов Филиала в целях обеспечения доступности мест предоставления государственных услуг.
С целью повышения квалификации ответственных лиц за оказание помощи людям с инвалидностью в получении государственных услуг Филиалом был организован семинар на тему: «Культура общения с людьми с инвалидностью» с участием Председателя Региональной общественной организации инвалидов Республики Саха (Якутия) «Движение без барьеров» Лаптева Афанасия Александровича.
На территории городов Якутска, Нерюнгри и Мирный предоставляется выездная услуга к заявителям с целью доставки документов к месту оказания государственных услуг и доставки заявителям документов, подготовленных по итогам оказания услуг Росреестра.
Услуга по выезду к заявителям с целью доставки документов к месту оказания государственных услуг предоставляются бесплатно для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним граждан, инвалидов I и II групп. При этом услуга оказывается только в отношении объектов недвижимости, правообладателем которых являются указанные лица.
Предложения по улучшению взаимодействия Филиала кадастровой палаты и органов местного самоуправления
В связи с приближением даты планируемого вступления в силу законопроекта о дальневосточном гектаре Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия) (далее - Филиал) сообщает о значительном увеличении нагрузки на межрайонный и территориальные отделы Филиала при приеме и выдаче документов на государственный кадастровый учет, на государственную регистрацию права и предоставления сведений ГКН и ЕГРП. В целях снижения нарастающего напряжения при приеме и выдаче документов Филиал ведет работу по повышению доли документов, представляемых в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг и web-сервисы. По данным Удостоверяющего центра ГБУ Национальное агентство "Информационный центр при Президенте Республики Саха (Якутия)" более 330 органов местного самоуправления в республике получили электронные подписи (ЭЦП). На основании изложенного Филиал настоятельно рекомендует главам муниципальных образований рассмотреть следующие предложения.
1. В населенных пунктах, где отсутствует нотариус, начать оформление доверенностей на представление интересов заявителей при обращении в Филиал на кадастровых инженеров в электронной форме (сканированный образ доверенности в формате pdf) и заверить своей электронной подписью. При этом у правообладателя отпадает необходимость лично ехать в улусный центр, простаивать в очереди для подачи заявления о кадастровом учете. Кадастровый инженер, как представитель заявителя, будет иметь возможность подать заявление о кадастровом учете изменений земельных участков граждан через портал государственных услуг Росреестра. Использование программного средства (например, КрипоАРМ), позволяющим заверять электронной подписью документы, не представляет особой трудности и стоит примерно 2 тыс. рублей.
2. Для упрощения взаимодействия органов местного самоуправления с Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия) и Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Саха (Якутия) использовать возможности, предлагаемые сторонними разработчиками систем взаимодействия. Одним из таких систем является web-сервис «ТехноКад-Муниципалитет», который уже широко используется муниципальными образованиями. Информация о сервисе представлена на сайте по адресу: http://www.technokad.ru/productes/technokad-munizipalitet/ munizipalitet/.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия) надеется на конструктивное рассмотрение данных предложений по улучшению взаимодействия органа кадастрового учета и органов местного самоуправления.
С. С. Попов – начальник отдела обеспечения ведения кадастра филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия)
Предложения и замечания по проектам Административных регламентов:
1) Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Расторжение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена» - СКАЧАТЬ;
2) Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решение о даче согласования на передачу арендованного земельного участка, предоставленного из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в субаренду» - СКАЧАТЬ;
3) Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о даче согласования на залог арендованного земельного участка, предоставленного из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена» - СКАЧАТЬ;
4) Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена» - СКАЧАТЬ.
принимаются в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона «О федеральной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вносить свои предложения и замечания по проектам Административных регламентов можно по адресу: п. Жатай, ул. Северная, 29, кабинет №9 тел. (факс) 42-65-08, 42-76-41; 42-76-41 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .Сроки приема предложений и замечаний с 25.01.2016 г. по 10.03.2016 г.
Порядок перевода нежилого здания в жилой дом в соответствии с Жилищным Кодексом РФ в г.Якутске
Трофимова Н.Г. – начальник
В соответствии со статьей 23 Жилищного Кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления, которым является Межведомственная комиссия по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) г.Якутска. В состав Межведомственной комиссии входят специалисты из различных структур – МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск», Департамент градостроительной политики Окружной администрации города Якутска, МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «город Якутск», МКУ «Главстрой».
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо представляет секретарю Межведомственной комиссии, или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг следующие документы:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Заявление подается только собственником/собственниками либо доверенным лицом. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения принимается в течение 45 дней с момента подачи заявления.
После принятия решения Межведомственной комиссией по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) г.Якутска, заявитель подходит за подписанным председателем комиссии решением и приступает к работе над переустройством и переводом своего нежилого помещения в жилое.
После окончания работ собственником подается заявление о приеме выполненных работ. После приемки выполненных работ (при условии что в процедуре переустройства помещения соблюдались все строительные нормы и правила) заявителю выдается подписанный акт приемки выполненных работ.
В соответствии со статьей 28 Жилищного Кодекса РФ документом, подтверждающим завершение переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения является Акт приемочной комиссии.
Далее, собственник осуществляет процедуру кадастрового учета в соответствии с частью 2 статьи 16, частью 3 статьи 20 и с пунктом 10 части 1 статьи 22 ФЗ №221 от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», а именно обращается в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания (Акт приемочной комиссии).
отдела кадастрового учета №2
филиала ФГБУ «ФКП Росреестра»
по Республике Саха (Якутия)
Кадастровый учет сельскохозяйственных земель
По состоянию на 01.07.2015 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о 116 тыс. земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с общей площадью около 710 тыс. га., что составляет менее половины таких земель. Наибольшее количество участков поставлено на территории городского округа «Город Якутск», и это объясняется тем, что на данной территории наибольшее количество земель сельскохозяйственного назначения, предоставлено гражданам под дачное строительство, под садоводство и огородничество. Среди муниципальных районов (улусов) республики наилучшие показатели имеют Мегино-Кангаласский – 9407, Вилюйский - 7753, Намский -7613 и Чурапчинский – 7238 участков.
Сельскохозяйственные угодья обычно имеют большие площади и используются в производственном процессе. Поэтому данные объекты недвижимости являются не только важным объектом права, но и средством сельскохозяйственного производства, имеющим главное значение в решении задач продовольственного обеспечения. Для Республики Саха (Якутия), за исключением промышленных районов, сельскохозяйственное производство является основным направлением хозяйствования. Следует отметить, что результаты земельной реформы в 90-е годы были разными в зависимости от сложившихся условий в каждом конкретном районе (улусе). На местах, где совхозы ликвидировались полностью, каждый член хозяйства получил свой пай, в том числе и земельный участок с выдачей свидетельства о праве на землю. В настоящее время такие участки переоформлены в частную собственность. В районах (улусах), где совхозы были преобразованы в коллективные предприятия или иные организованные формы, документы на сельскохозяйственные угодья в зачастую и по сей день не оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Защита права гражданина на земельный участок реализуется путем осуществления его кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав. Тем самым он может обеспечить защиту своих законных интересов, связанных с пользованием, владением и распоряжением земельным участком.
Для постановки на государственный кадастровый учет сельскохозяйственных угодий в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимо обратиться с заявлением в орган кадастрового учета и представить межевой план. После завершения учета необходимо в течение действия временного статуса сведений государственного кадастра недвижимости (5 лет) зарегистрировать право на земельный участок в Росреестре. Также можно внести сведения об участке в кадастр недвижимости как о ранее учтенном земельном участке на основании обращения заинтересованного лица. В отношении земельных участков граждан указанные сведения включаются в государственный кадастр недвижимости на основании одного из документов, предусмотренных частью 2 статьи 25.2. Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Надо иметь ввиду, что при внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сведения о границах земельного участка не вносятся в кадастр. Поэтому в целях исключения в будущем возможного наложения границ со смежными земельными участками Филиал рекомендует впоследствии провести межевание и внести сведения о прохождении границ участка в кадастр. И в завершении следует напомнить, что Филиалом установлен сокращенный (7 рабочих дней) срок рассмотрения заявлений, поданных через портал Росреестра.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия)
Зам. начальника отдела кадастрового учета №1
С.С. Попов
Подробнее ...
Земельный участок без границ
Наверняка многим доводилось слышать понятие «ранее учтенный земельный участок» (РУЗУ). Однако не каждый знает, что данное понятие означает.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон о кадастре) РУЗУ – это земельные участки, учтенные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения.
В государственном кадастре недвижимости могут содержаться сведения об адресе РУЗУ, площади, правообладателе. А вот сведения о его точном местоположении в государственном кадастре недвижимости (ГКН) могут отсутствовать. Зачастую РУЗУ не имеют установленных в соответствии с законодательством границ. Происходит это потому, что в отношении земельного участка не проводились межевые работы и документы межевания в орган кадастрового учета не представлялись.
Графика и координаты РУЗУ не будут отражаться ни на кадастровом плане территории ни в кадастровой выписке. Такое положение вещей может иметь достаточно серьезные последствия для правообладателей РУЗУ. В частности, существует вероятность постановки в ГКН земельного участка, который будет частично или полностью пересекать границы РУЗУ, существующие на местности. На вновь образованный земельный участок могут быть зарегистрированы права. Законом о кадастре не предусмотрено снятие с ГКН учтенного земельного участка, поэтому такая ситуация может повлечь за собой судебное разбирательство. Не исключен спор о праве на земельный участок между правообладателем РУЗУ и правообладателем земельного участка, учтенного на основании материалов межевания.
Также при уточнении границ смежных участков согласование с правообладателем РУЗУ проводиться не будет, потому что согласование проводится с правообладателями земельных участков, имеющих хотя бы одну смежную границу, а РУЗУ формально границ не имеет. В данном случае не исключено, что участок соседа частично окажется наложенным на ваш земельный участок. Изменить эту ситуацию будет не просто.
Данное положение вещей можно исправить. Первое что необходимо сделать правообладателям земельных участков, которые не уверены в установлении их границ – запросить сведения в органе кадастрового учета в виде кадастровой выписки. То же самое рекомендуется сделать при покупке земельного участка. Сведения запрашиваются по кадастровому номеру, указанному в правоустанавливающих документах.
Если в разделе КВ. 1 в особых отметках (шестнадцатая строка) выписки указано «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства», а характер сведений государственного кадастра недвижимости (семнадцатая строка) указано «Ранее учтенный», значит эта статья для вас. Вам необходимо уточнить границы земельного участка, либо требовать этого от продавца.
Для этого достаточно обратиться к кадастровому инженеру за изготовлением межевого плана для уточнения границ земельного участка. Межевой план и необходимые для кадастрового учета документы необходимо представить в орган кадастрового учета с целью учета изменений земельного участка. После учета изменений участок по прежнему будет иметь характер «Ранее учтенный», при этом отметки «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства» больше не будет, и выписка будет содержать в разделе КВ. 2 План (чертеж, схема) земельного участка, и в разделе КВ. 5 Описание местоположения границ земельного участка.
Рекомендуем незамедлительно запросить сведения государственного кадастра недвижимости и в случае необходимости уточнить границы ранее учтенного земельного участка. Указанные действия впоследствии уберегут правообладателей от необходимости отстаивать свои права в судебном порядке.
Лосева И.Е. – заместитель начальника юридического отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РС (Я)
Получить доступ к информационному ресурсу кадастра- легко!
Любому собственнику недвижимости важно и нужно знать достоверную информацию о характеристиках объекта начиная от площади заканчивая информацией о кадастровой стоимости по которой рассчитывается налог, а для профессиональных участников рынка недвижимости, актуальная информация из кадастра — это основания для принятия оперативных и успешных решений. Теперь получить доступ к этим сведениям стало еще проще и легко благодаря электронному сервису «Получение сведений из информационного ресурса кадастра».
Этот сервис предназначен для физических и юридических лиц, кому интересны характеристики объектов недвижимости. Чтобы иметь индивидуальный доступ к сервису, необходимо получить бесплатный ключ доступа. Ключ – это индивидуальный пароль, по которому пользователь проходит авторизацию в личный кабинет. Попав в личный кабинет, пользователю открывается возможность бесплатного поиска и просмотра общедоступных сведений базы данных кадастра недвижимости. Помимо просмотра можно заказывать на платной основе расширенные сведения в объеме официальных документов таких как кадастровая выписка об объекте недвижимости, кадастровый паспорт объекта недвижимости и кадастровый план территории, а справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно заказать вовсе бесплатно.
Преимуществом данного сервиса является возможность получения уведомлений об изменении сведений и характеристик интересующих объектов. Этот функционал будет полезен в первую очередь профессиональным участникам рынка недвижимости – кадастровым инженерам, крупным собственникам, коммерческим организациям. Уведомления об изменении характеристик можно получить, оформив соответствующую платную подписку. Оплата берется не за разовые сведения об объекте, а сразу пакетом и можно выбрать от 100 объектов до 500 тысяч. Минимальная стоимость 200 рублей, максимальная 135 тысяч рублей. Оплату можно производить как банковскими картами, так и через систему платежей Qiwi.
Получить ключ доступа, можно через портал Росреестра по ссылке http://goo.gl/6XWAhO, в любом пункте Кадастровой палаты и Мои документы (мфц) или направив установленную форму запроса в адрес кадастровой палаты через почту России.
Образец бланка запроса ключа размещен на сайте http://fkprf.ru по ссылке http://goo.gl/vlKfO4). Ключ доступа выдается в течении 5 рабочих дней.
Начальник отдела информационных технологий
Кадастровой палаты Республики Саха (Якутия)
Торговкин Виктор Давыдович
Филиал ФГБУ “ФКП Росреестра” по Республике Саха (Якутия):
о государственном кадастровом учете изменений помещений в результате перепланировки
Филиал ФГБУ “ФКП Росреестра” по Республике Саха (Якутия) в связи увеличением принятия решений о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета помещений, в связи с несоответствием требованиям Закона о кадастре, а именно необходимых для кадастрового учета документов по форме и содержанию разъясняет:
Согласно главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации:
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Для проведения перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения перепланируемого жилого помещения, документы, в том числе:
- Заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- Правоустанавливающие документы на перепланируемое жилое помещение;
- Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки перепланируемого жилого помещения.
Орган, осуществляющий согласование, выдает заявителю или направляет по указанному адресу документ, подтверждающий принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки.
Предусмотренный частью 5 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документ является основанием проведения перепланировки жилого помещения. Завершение перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Завершение перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Данный акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Гражданам, желающим осуществить учет изменения перепланировки помещения, необходимо предоставить в орган кадастрового учета:
- акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки помещения, предусмотренный частью 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, подготовленный и оформленный в установленном порядке, предусмотренный пунктом 3 части 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации выданный осуществляющим согласование органом документа, подтверждающего принятие решения о согласовании перепланировки помещения согласно части 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Филиал ФГБУ “ФКП Росреестра” по Республике Саха (Якутия) напоминает, что для любой процедуры, необходима поэтапная грамотное оформление документов до сдачи дел в орган кадастрового учета.
Костромин О.Н. – начальник ОВДОД №2
филиала ФГБУ “ФКП Росреестра”
по Республике Саха (Якутия)
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений:
1) об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации;
В случае установления или изменения прохождения государственной границы Российской Федерации Министерство иностранных дел Российской Федерации направляет в орган кадастрового учета:
документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в международном договоре Российской Федерации, в соответствии с которым установлено или изменено прохождение государственной границы Российской Федерации, а также сведения о федеральном законе, которым ратифицирован международный договор Российской Федерации, и об официальном опубликовании такого федерального закона.
2) об установлении или изменении границы между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования;
В случае установления или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся:
а) в утвержденных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашениях об изменении границ между субъектами Российской Федерации;
б) в утвержденных Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации соглашениях об изменении границ между субъектами Российской Федерации;
в) в федеральном конституционном законе об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации и сведения об официальном опубликовании такого федерального конституционного закона;
г) в законах субъектов Российской Федерации об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований;
3) об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий;
В случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах.
4) об утверждении правил землепользования и застройки;
В случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
5) об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся:
в решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, с указанием кадастрового номера земельного участка и условно разрешенного вида использования;
в решении об определении (изменении) вида разрешенного использования, с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования.
6) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся во вступившем в силу акте об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
7) об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую.
В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся:
в решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, с указанием кадастрового номера земельного участка и условно разрешенного вида использования;
в решении об определении (изменении) вида разрешенного использования, с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования.
В случае установления или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий и в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства, которая в соответствии с пунктом 17 «Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 г. №71 должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.
При информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или на электронных носителях.
Преимуществом информационного взаимодействия является возможность массового внесения сведений об изменении характеристик объектов недвижимости, связанных с принятиями решений указанных в ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Суханов Н.С. - начальник ОВДОД №2 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия)