17 ноября 2015 годапоследний день подачи заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении), который состоится 2 декабря 2015 года. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.

 

Написание сочинения является обязательным для выпускников школ текущего года. Выпускники прошлых лет, обучающиеся образовательных организаций среднего профессионального образования могут писать сочинение по собственному желанию для представления его результатов при поступлении в вузы.

 

Выпускники прошлых лет, не получившие аттестат о среднем общем образовании (получившие неудовлетворительные результаты по обязательным учебным предметам  - окончившие школу со справкой), итоговое сочинение (изложение) пишут по желанию, так как имеют допуск к государственной итоговой аттестации.

 

Изложениевправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, обучающиеся на дому и санаторно-курортных образовательных организаций.

 

Заявления выпускники текущего года подают в школы, где обучаются, выпускники прошлых лет – в средние общеобразовательные школы по фактическому месту проживания.  В заявлениях выпускники прошлых лет  обязательно должны указать выбранную дату участия.

 

Итоговое сочинение (изложение) проводится: 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года.

 

Результатитогового сочинения  действителен четыре года, следующих за годом получения такого результата. При повторном участии в написании итогового сочинения предыдущий результат итогового сочинения аннулируется.

 

Требуемые документы при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении):

 

1.     Выпускники текущего года (обучающиеся 11 (12) классов) – заявление, удостоверяющий личность документ (паспорт);

 

2.     Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – заявление, действующая справка психолого-медико-педагогической комиссии, удостоверяющий личность документ (паспорт);

 

3.     Дети-инвалиды и инвалиды – заявление, копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, удостоверяющий личность документ (паспорт);

 

4.     Выпускники прошлых лет – заявление, оригинал документов об образовании, удостоверяющий личность документ (паспорт);

 

5.     Выпускники прошлых лет, окончившие школу со справкой, для участия в итоговом сочинении восстанавливаются в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на срок, необходимый для прохождения государственной итоговой аттестации.  Для подачи заявления предоставляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, удостоверяющий личность документ (паспорт);

 

6.     Иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, освоившие образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной форме, а также лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования – заявление, оригинал иностранного документа об образовании, заверенный в установленном порядке с переводом с иностранного языка, удостоверяющий личность документ (паспорт).

 

Итоговое сочинение выявляет уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Назначение итогового сочинения - проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

 

Время написания итогового сочинения – 3 часа 55 минут. 

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). Открытыми тематическими направлениямиитоговых сочинений 2015-2016 учебного года Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь», «Год литературы»:

 

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

 

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

 

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

 

«Путь» – направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

 

«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

 

Сами темы сочинений станут известны участникам за 15 минут до начала экзамена.

 

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

 

Проверяют сочинения (изложения) территориальные предметные комиссии, созданные на муниципальном уровне.

 

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

 

Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена будут допущены только выпускники, получившие «зачет».

 

Выпускники текущего года при получении «незачета» могут пересдать итоговое сочинение (изложение) не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения) (3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года).