Сфера земельных и имущественных отношений

         Кадастровая стоимость недвижимого имущества устанавливается государством методом массовой оценки объектов недвижимости и влияет на многие финансовые вопросы, связанные с использованием недвижимости: на установление размера земельного налога; определение выкупной цены за земельный участок при приобретении в собственность; расчета арендной платы и иные ситуации. Оспаривание  кадастровой стоимости объектов недвижимости проводится при несогласии  с установленной кадастровой стоимостью их недвижимости, если считают ее несоответствующей рыночной.  В основном кадастровую оценку оспаривают в том случае, если кадастровая стоимость кажется собственнику или пользователю завышенной. Однако есть и собственники,  считающие  кадастровую стоимость низкой. В соответствии с нормами федерального закона  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом для юридических лиц требуется обязательное досудебное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре.

Предусмотрено два основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в Комиссии: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или  установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.      

  На территории республики действует комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Саха (Якутия). С начала года Комиссией  рассмотрено порядка 100 обращений. Всего из них установлено кадастровой стоимости равной в размере рыночной, согласно отчета оценщика  на 105 объектов. Пересмотренные кадастровые стоимости применяются с начала календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Земельные участки, ставшие объектами споров, расположены преимущественно в городе Якутске и  в границах промышленных районов республики: Алданского, Ленского и Нерюнгринского. В подавляющем большинстве земельные участки используются для размещения объектов производственного, промышленного и складского назначения, а также для объектов торговли. О порядке проведения процедуры оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости  можете ознакомиться на официальном портале Росреестра. 

Прежде чем заняться оформлением документов для оспаривания кадастровой стоимости,  рекомендуется  сбор информации о стоимости услуг, которые необходимо будет оплатить для получения необходимого комплекта документов. При предстоящем осуществлении перехода с начала 2017 года на расчет налога на недвижимое имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости появится заинтересованность в установлении кадастровой стоимости равной  рыночной  стоимости и на квартиры и  другие объекты капитального строительства. Как показывает практика, в основном оспаривают кадастровую стоимость для снижения размера налога.

 

 Таким образом, перед налогоплательщиками, несогласными с размером кадастровой стоимости  стоит выбор или уплатить налог на завышенную стоимость или  пройти процедуру оспаривания кадастровой стоимости, для чего требуется провести оценку объекта недвижимости у независимых оценщиков. 

Ранее мы уже писали о судьбе неоформленного земельного участка под объектом незавершенного строительства. Напомним, что при приобретении незавершёнки, оформить земельный участок в собственность даже в судебном порядке практически невозможно, ввиду того что право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, не возникает в силу закона, поскольку такой объект не относится к объектам, названным в статьях 35, 36 Земельного кодекса. Практика по данному вопросу на протяжении многих лет оставалась противоречивой, несовершенной и, что самое удивительное, разнообразной.

 

Постановлением Президиума ВАС РФ в 2008 г. были даны разъяснения по вопросу о праве собственника объекта незавершенного строительства на приватизацию земельного участка, на котором расположен данный объект. Представляется целесообразным кратко проанализировать это Постановление:

Сегодня на портале Росреестра доступны электронные сервисы, с помощью которых можно предварительно записаться на прием к специалистам, отследить статус своей заявки, узнать справочную информацию об объектах недвижимости в режиме онлайн, получить сведения из Фонда данных государственной кадастровой оценки ит.д. К примеру:

1.   Предоставление справочной информации по объектам недвижимости в режиме online. Электронный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» позволяет получить общую информацию об объекте недвижимого имущества, его размерах, точном адресе, зарегистрированных правах на него и наличии обременений. Эти сведения будут полезны потенциальным покупателям и профессионалам рынка недвижимости в качестве информации для предварительной оценки объекта. Они не предназначены для официальной подачи документов в другие организации. С помощью данного электронного сервиса объект можно найти по кадастровому номеру, условному номеру или по адресу фактического местонахождения. Воспользоваться сервисом можно бесплатно в режиме реального времени.

2.   Публичная кадастровая карта. Чтобы получить справочную информацию о земельном участке, его размерах, точном местоположении, в том числе на карте, а также информацию о зарегистрированных правах на него, можно воспользоваться электронным сервисом «Публичная кадастровая карта». Поиск объекта проводится по кадастровому номеру или адресу фактического местонахождения. Сведения, полученные с помощью сервиса, не могут быть переданы в другие организации в качестве официального документа. Воспользоваться сервисом можно бесплатно в режиме реального времени.

3.  Постановка на кадастровый учет недвижимого имущества. При постановке на учет объекта недвижимости заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы могут быть направлены в орган кадастрового учета заявителем или его представителем в форме электронных документов с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра. В форме-опросе соответствующего сервиса уточните информацию об объекте (если требуется), месте нахождения регистрируемого объекта и требуемую форму получения кадастрового паспорта. Уточните информацию о заявителе, заполнив соответствующие поля. Загрузите все документы, необходимые для получения услуги, подписанные электронной цифровой подписью. Проверьте введенные данные и уточните электронный адрес для получения информации о статусе заявления. Услуга предоставляется заявителю бесплатно.

4.  Получение сведений из ЕГРП. Чтобы получить официальные сведения из ЕГРП, включая общедоступную информацию об объектах недвижимости, сведения о зарегистрированных правах, переходах прав и другие, содержащиеся в ЕГРП, можно воспользоваться электронным сервисом на сайте Росреестра. Сведения предоставляются в виде выписки и могут быть представлены в другие организации в качестве официального документа. Для получения выписки воспользуйтесь сервисом «Подать запрос на получение сведений из ЕГРП». Далее уточните данные о типе запрашиваемого документа, местоположении объекта недвижимости, информацию о заявителе. Загрузите все документы, необходимые для получения услуги, подписанные электронной цифровой подписью. Сведения из ЕГРП, запрос на получение которых поступил в электронном виде, предоставляются заявителю по электронной почте в установленный законодательством срок – 5 рабочих дней.

5.           Получение сведений из ГКН. Чтобы получить официальные сведения об объекте недвижимости из ГКН, можно воспользоваться соответствующим электронным сервисом. Сведения электронного сервиса предоставляются в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН. Заявителю будет направлен электронный документ, который может быть передан в другие организации в качестве официального документа. Для получения нужного документа воспользуйтесь сервисом «Подать запрос на получение сведений из ГКН». Далее уточните данные о типе запрашиваемого документа, местоположении объекта недвижимости, информацию о заявителе. Загрузите все документы, необходимые для получения услуги, подписанные электронной цифровой подписью.

Сведения из ГКН, запрос на получение которых поступил в электронном виде, предоставляются заявителю в виде электронного документа в установленный законодательством срок – 5 рабочих дней. Получение сведений из ЕГРП и ГКН посредством запроса к информационному ресурсу. Если гражданину или организации необходимо регулярно запрашивать сведения, содержащиеся в ЕГРП и ГКН, а также получать уведомления об изменении сведений по принадлежащим им объектам недвижимости, можно воспользоваться электронными сервисами «Запрос к информационному ресурсу ЕГРП» и «Запрос к информационному ресурсу ГКН».

Сервисами могут воспользоваться физические и юридические лица, арбитражные управляющие, нотариусы, органы государственной власти и местного самоуправления. Перед началом пользования сервисами необходимо получить ключ доступа, обратившись в любой из офисов Росреестра или оформив запрос на сайте ведомства. Доступ к сервисам предоставляется на платной основе. Оплатить услугу в соответствии с выбранным тарифным планом можно банковской картой, банковским переводом или через терминалы оплаты. Получение сведений из государственного реестра кадастровых инженеров. На официальном сайте Росреестра можно получить информацию обо всех кадастровых инженерах Российской Федерации, имеющих актуальный квалификационный аттестат, для заключения договора на подготовку межевого или технического плана, с помощью сервиса "Реестр кадастровых инженеров".

Поиск возможен как по личным данным кадастрового инженера, так и по данным квалификационного аттестата. Услуга предоставляется заявителю бесплатно в режиме реального времени. Предварительная электронная запись на прием (электронная очередь). Для того чтобы избежать ожидания в очереди в офисах приема, на портале Росреестра можно предварительно записаться на прием, выбрав удобную дату и время. Воспользовавшись сервисом «Офисы и приемные. Предварительная запись на прием», выберите регион, район, населенный пункт. В результате будут показаны офисы, обслуживающие выбранную территорию. Выберите вкладку «Предварительная запись на прием», укажите тип очереди, количество заявителей и объектов недвижимости, введя данные о заявителях и объектах недвижимости. После выбора нужных параметров на экране отобразится талон с внесенными данными. Услуга предоставляется заявителю бесплатно в режиме реального времени.

6.           Проверка статуса запроса заявителя. На сайте Росреестра можно проверить в режиме реального времени в каком статусе находится поданная заявка/запрос на получение услуги. Для этого, воспользовавшись сервисом «Проверка исполнения запроса (заявления)», необходимо ввести номер запроса. Услуга предоставляется заявителю бесплатно в режиме реального времени.

 

7.           Фонд данных кадастровой оценки. Росреестр предоставляет гражданам и организациям возможность ознакомиться с информацией о кадастровой стоимости принадлежащих им объектов недвижимости на сайте ведомства с помощью электронного сервиса «Фонд данных государственной кадастровой оценки» (АИС ФД ГКО). Базы данных сервиса содержат сведения о результатах проведения государственной кадастровой оценки. С их помощью можно получить информацию о том, как в ходе проведения государственной кадастровой оценки была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости. Интересующий объект можно найти по кадастровому номеру. Полученная информация дает возможность определить, были ли использованы достоверные сведения об объекте недвижимости и принять решение о необходимости оспорить результаты оценки. О том, как оспорить результаты определения кадастровой стоимости объекта, можно также узнать на сайте Росреестра. Для получения некоторых государственных услуг Росреестра в электронном виде необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП). ЭЦП можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре. Порядок взимания платы удостоверяющие центры определяют самостоятельно. Список сертифицированных удостоверяющих центров можно получить на официальном сайте Росреестра, у специалистов в офисах Росреестра, Кадастровой палаты и МФЦ.

В последнее время часто возникает вопрос о способах и результатах сотрудничества Кадастровой палаты с кадастровыми инженерами. Лекция, как инструмент взаимодействия двух структур, пользуется спросом и большим интересом со стороны кадастровых инженеров. В свою очередь, Кадастровая палата для достижения эффективности рабочего процесса, всегда готова проконсультировать по изменениям в законодательствах в сфере кадастрового учета, и предоставить рекомендации по неясным моментам в процессе подготовки необходимой документации для постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и т.д. 20 сентября специалисты кадастровой палаты по Республике Саха (Якутия) проводили лекции для кадастровых инженеров по вопросам осуществления кадастрового учета, об изменениях в требованиях к подготовке технических планов в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года №361-ФЗ. Также выступили по вопросам изменения требований к кадастровым инженерам, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2015 №454ФЗ. На лекции присутствовало 16 представителей общественных организаций и индивидуальных предпринимателей. Заместитель начальника отдела кадастрового учета №1 Андрей Николаев рассказал об анализе приостановок и отказов заявлений, о количестве поданных заявлений. Пояснил важные моменты оформления документов, что по истечению срока подачи, после приостановления документа дается срок. Если заявители в течение трех месяцев не исправили и не внесли документы, то получают отказ. Начальник отдела кадастрового учета №2 Наталья Трофимова выступила по воросам об изменениях в требованиях подготовки технического плана. Поделилась информацией о том, что с 4 июля 2016 года сведения об объекте капитального строительства, включаемые в содержание технического плана, а именно местоположение и площадь подлежат определению кадастровым инженером в ходе выполнения кадастровых работ, онакомила с переченью документов, на основании которых осуществляется подготовка технического плана. Рассказала о том, что в Закон о кадастре внесены дополнения в части лица, уполномоченного составлять и заверять декларацию, если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию. В отношении созданного объекта недвижимости декларация может составляться и заверяться не только правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, но и уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления. Приняла участие руководитель подразделения А СРО «Кадастровые инженеры» по РС (Я) Лена Николаева. Пояснила о том, что с 8 июля 2016 года Росреестр внес сведения об Ассоциации в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Неоспоримое и преимущественное право на продолжение осуществления профессиональной кадастровой деятельности в условиях нового законодательства дает возможность развитию деятельности Ассоциации. Также отметила, что Ассоциацией проводятся мероприятия по инвентаризации сведений в реестре СРО и документов в личных делах кадастровых инженеров. Это необходимо для подготовки к передаче копий личных дел кадастровых инженеров – членов СРО в Росреестр в целях подтверждения их соответствия нормам закона №452-ФЗ и дальнейшей возможности осуществления кадастровой деятельности. Также ознакомила кадастровых инженеров с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимым для осуществления кадастровой деятельности. Продолжился семинар с ответов на вопросы, поступающих у кадастровых инженеров в ходе осуществления кадастровой деятельности.

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, и осуществляется по специальной методике.  Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще чем один раз в течение трех лет с  даты проведения  последней государственной кадастровой оценки.

По состоянию на 1 сентября 2016 года  в государственном кадастре недвижимости по Республике Саха (Якутия) содержатся 1116735 сведений  об объектах недвижимости, из них о земельных участках 457457 и  659278 объектах капитального строительства.

На  основании утвержденных  результатов проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков  населенных пунктов  и земель сельскохозяйственного назначения, за исключением садоводческих, огороднических и дачных земельных участков на территории Республики Саха (Якутия),  актуализированы в государственном кадастре недвижимости с 2014 года.

С 2017 года будет актуализирована кадастровая стоимость земель  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Также земель особо охраняемых территорий, объектов, земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений категории земель сельскохозяйственного назначения,  утвержденные Постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.01.2016 г. №8, №9, №10.

Государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства проведена по состоянию на июль 2012 года по сведениям, переданным в результате инвентаризации  ранее учтенных объектов капитального строительства  от  органов технической инвентаризации и технического учета. Исполнителем  работ является ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». Утвержденные результаты данной работы были внесены в государственный кадастр недвижимости  с начала государственного кадастрового учета объектов капитального строительства  с 2013 года.

По вновь образованным объектам недвижимости  или в случае внесения изменений в характеристики или исправления сведений, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости, определяются федеральной кадастровой палатой.  На величину кадастровой стоимости  объекта недвижимости влияет площадь и размер удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего кадастрового квартала, в котором расположен объект недвижимости в зависимости от типа и  назначения, в случае, если объектом недвижимости является объект капитального строительства, или  в зависимости от вида разрешенного использования,   если объектом недвижимости является земельный участок.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости в первую очередь необходима для определения налоговой  базы. Если земельный налог давно определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, то налог на имущество начнет исчисляться, исходя   из кадастровой  стоимости объектов в ближайшие годы. Единая дата применения на территории республики нового порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения,  устанавливается в срок до 1 января 2020 года законодательным органом государственной власти республики. С учетом приближающегося перехода на территории республики к определению налоговой базы в отношении недвижимого имущества, исходя из  кадастровой стоимости  сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства нежилых зданий,  жилых домов, многоквартирных домов, квартир и нежилых помещений и корректность характеристик данных объектов капитального строительства, влияющих на размер кадастровой стоимости. Площадь, вид, назначение,  можно заблаговременно проверить на портале  Росреестра по кадастровому номеру или путем обращения  в любом офисе приема-выдачи документов федеральной кадастровой палаты, либо через МФЦ  с запросом  установленной формы по кадастровому номеру или с указанием адреса объекта.  Кадастровые стоимости отражаются в кадастровом паспорте объекта недвижимости,  кадастровой об объекте недвижимости,  кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) информирует о сокращении сроков рассмотрения заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

В целях повышения качества и доступности предоставления государственных услуг Росреестра, в соответствии с Федеральным законом от 24.07. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», во исполнение п. 4 Плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. №2236-р с 1 августа 2016 г. срок рассмотрения заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сокркщен до семи рабочих дней.

В 2017 году утрачивает силу ряд положений законодательства об упрощенном порядке оформления прав физических лиц на отдельные объекты недвижимости. Права на объекты недвижимости будут регистрироваться в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

С 1 января 2017 года регистрация прав на такие объекты будет невозможна без проведения кадастрового учета. Сейчас еще можно зарегистрировать по декларации права собственности на дачный домик или гараж, то после Нового года придется вызывать кадастрового инженера и предварительно ставить свое имущество на кадастровый учет.

Цель «дачной амнистии» - помочь добросовестным владельцам наименее затратно зарегистрировать права на принадлежащую им недвижимость.

Дачная амнистия – упрощенная процедура регистрации прав собственности на отдельные виды индивидуальных жилых домов, земельных участков и расположенных на них построек. Порядок оформления этой процедуры установлен в законе от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ, который вступил в силу с 1 сентября 2006 года. Дачная амнистия дает возможность регистрировать право собственности на объект недвижимости без проведения кадастровых работ и кадастрового учета. Для регистрации права гражданину необходимо подать в Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) следующие документы:

1)                    Правоустанавливающий документ на земельный участок, если права на него еще не зарегистрированы в едином государственном реестре прав.

2)                    Декларация об объекте недвижимости.

3)                    Заявление на регистрацию права.

Такой упрощенный порядок касается объектов, расположенных на дачном или садовом участке либо объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство (гараж, баня и т.д.).

 

Загородные объекты, оказавшиеся в собственности граждан или переданные им на праве пользования в советские времена, принадлежат им лишь фактически, совершать сделки с таким имуществом невозможно.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

- воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях). 

Можно разобрать такие примеры технических ошибок: в документе-основании, находящемся в архиве органа кадастрового учёта, описывающем объект (межевой или технический планы,

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) информирует о сокращении сроков рассмотрения заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

В целях повышения качества и доступности предоставления государственных услуг Росреестра, в соответствии с Федеральным законом от 24.07. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», во исполнение п. 4 Плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. №2236-р с 1 августа 2016 г. срок рассмотрения заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сокркщен до семи рабочих дней.

Каждый гражданин РФ сталкивается с необходимостью получения различных документов, поэтому важно знать какие документы требуются в том или ином случае. При оформлении документов на свою собственность граждане обращаются в филиал Росреестра по Республике Саха (Якутия) для получения сведений государственного кадастра недвижимости.

Для получения сведений ГКН об объекте недвижимости любое лицо вправе предоставить в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия) запрос по форме, утвержденной Порядком предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 27.02.2010г. №75), с указанием кадастрового номера либо адреса объекта недвижимости, сведения о котором запрашиваются, вида и формы запрашиваемых сведений, способа получения и реквизитов заявителя. Данный запрос может быть представлен заявителем лично либо почтовым отправлением.

Также соответствующий запрос может быть направлен через портал государственных услуг Росреестра.

В связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о категории земель и сведений о виде разрешенного использования по нижеперечисленным земельным участкам филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия) (далее - Филиал) сообщает о необходимости в возможно сжатые сроки решением уполномоченных органов отнести к определенной категории земель и (или) определенным видам разрешенного использования, указанные земельные участки. 

Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о категории земель и виде разрешенного использования земельных участков осуществляется в порядке информационного взаимодействия согласно статье 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее 

С 15 сентября 2015 года, за исключением отдельных положений, вступил в силу и вводился в действие на территории нашего государства новый кодекс, призванный вывести порядок административного судопроизводства на новый, более усовершенствованный уровень. Речь идет о наиболее важных моментах нового кодекса РФ. Это кодекс административного судопроизводства Российской федерации от 08.03.2015 N 21 (далее - Кодекс).

 Документ регламентирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

 

В порядке, предусмотренном Кодексом РФ, суды будут рассматривать и разрешать административные дела о (об):

В целях защиты своих гражданских прав, а также сокращения количества земельных споров правообладателям земельных участков необходимо в установленном порядке установить границы земельных участков в государственном кадастре недвижимости.

До введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении земельных участков принимались без проведения работ по межеванию и кадастрового учета. Соответственно, огромное количество земельных участков, сведения о которых имеются в государственном кадастре недвижимости по сей день не имеет точных границ или границы вообще отсутствуют.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Одним из уникальных характеристик земельного участка является местоположение границ, которое устанавливается посредством определения координат его характерных точек в соответствии с Законом о кадастре и вносится в государственный кадастр недвижимости, являющегося сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе.

Для определения координат характерных точек границ земельного участка необходимо обратиться к кадастровым инженерам для проведения кадастровых работ (межевания). Результатом проведения кадастровых работ является межевой план, который впоследствии направляется в Кадастровую палату для внесения в государственный кадастр недвижимости.

 При уточнении границ земельного участка, то есть при определении координат характерных точек границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок (свидетельства на право владения, акты отвода границ земельного участка в натуре прилагаемого к решению и т. д.), а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (проекты границ земельных участков, акты выбора земельного участка и т. д.). При отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Во избежание земельных споров в данной сфере обязательно требуется процедура согласования местоположения границ с правообладателями соседних земельных участков, по результатам которого составляется акт согласования местоположения границ земельного участка, включаемая в состав межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех правообладателей соседних земельных участков. Местоположение границ будет также считаться согласованным, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ, но и не представили обоснованные возражения в письменной форме.

 

На сегодняшний день в кадастре недвижимости по всей Республике Саха (Якутия) более 100 тыс. земельных участков требуют уточнения местоположения границ в этой связи гражданам, организациям и органам местного самоуправления необходимо провести большую работу в этом направлении.

Электронный сервис "Подать заявление на государственную регистрацию прав"

Подать документы на государственную регистрацию прав можно с помощью электронного сервиса "Подать заявление на государственную регистрацию прав" на сайте Росреестра www.rosreestr.ru.

Для подачи заявления на государственную регистрацию прав в электронном виде необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - ЭП). ЭП можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре. Список сертифицированных удостоверяющих центров можно получить на официальном сайте Росреестра, у специалистов в офисах Росреестра и Кадастровой палаты.

Одним из основных сервисов по предоставлению ЭП в Республике Саха (Якутия) является Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Национальное агентство "Информационный центр при Главе Республики Саха (Якутия)" расположенное по адресу: город Якутск, переулок Глухой, 2/1 каб. 2. Контактные телефоны: (4112) 33-50-43, 42-50-53, адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра./">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Режим работы центра: с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 14:00. Выходной суббота и воскресенье. Кроме того, ЭП можно получить через интернет ресурс на сайте: http://www.yakutia-pki.ru/.

Этапы подачи заявления на государственную регистрацию прав в электронном виде.

Для подачи документов и формирования заявления о государственной регистрации прав пошагово заполните поля сервиса.

1. Указать цель обращения

2. Заполнить данные об объекте недвижимости

3. Заполнить данные о правообладателе

4. Указать сведения о заявителе

5. Загрузить документы

6. подписать заявление с помощью электронной цифровой подписи заявителя.

Внимание! Документы, необходимые для государственной регистрации прав, предоставляются:

  • В форме электронных документов, подписанных электронной подписью ЭП лиц, которые вправе подписывать соотвествующие документы на бумажном носителе ( например, договор купли-продажи должен быть подписан ЭП сторон такого договора);
  • в форме электронных образов документов, подписанных ЭП лиц, которые вправе заверять копии соотвествующих документов на бумажном носителе (если закон допускает представление документов на бумажном носителе в копии без представления в подлиннике) (например, копия решения суда должны быть подписана ЭП лица, уполномоченного на заверение копий судебных актов).

 Нотариально удостоверенный договор (сделка) может быть представлен как в форме электронного документа, подписанного ЭП сторон сделки и заверенного ЭП нотариуса, так и в форме электронного образа такого документа, подписанного ЭП нотариуса, который удостоверил такой договор, сделку. В этом случае, сторонам не обязательно иметь ЭП.

После заполнения всех полей сервиса, загрузки документов и подписания ЭП, а также заверения сформированного комплекта документов, необходимых для государственной регистрации прав, ЭП заявителя заявителю направляется на адрес электронной почты, указанный в заявлении, направляется информация с указанием размера государственной пошлины и даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину.

Указанная информация направляется заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о государственной регистрации.

Начисление и оплата государственной пошлины.

Внимание! Оплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав в случае подачи заявления в электронном виде осуществляется исключительно после представления документов на государственную регистрацию прав с обязательным указанием кода платежа.

Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов является день получения Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия) сведений об уплате государственной пошлины.

После получения Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия) подтверждения об уплате государственной пошлины в нужном размере, заявитель получает на адрес электронной почты, указанный в заявлении, информацию о приеме документов на государственную регистрацию прав.

Если информация об уплате государственной пошлины не поступила, заявитель получает на адрес электронной почты, указанный в заявлении, уведомление о непринятии заявления о государственной регистрации и иных необходимых документов к рассмотрению.

Получение результата услуги.

После принятия Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия) Решения о государственной регистрации, заявителю на адрес электронной почты направляется электронный документ, подтверждающий проведенную государственную регистрацию.

В случае принятия Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия) решения о приостановлении государственной регистрации соотвествующее уведомление направляется на адрес электронной почты.

Напомним, что воспользовавшись услугами в электронном виде, заявитель получает три преимущества: экономия времени, исключение человеческого фактора и (в некоторых случаях) сокращение финансовых затрат. Заявитель не теряет времени на визит в офис, а может получить услугу или воспользоваться сервисом на сайте Росреестра, находясь дома или на работе. Таким образом, граждане и представители бизнеса могут напрямую обратиться в Росреестр, самостоятельно подать документы и не зависеть от действий чиновника.

 

Пресс-служба Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия)

В последнее время все большую популярность среди населения набирает услуга «Выездное обслуживание» Филиала Федеральной Кадастровой палаты Росреестра по РС (Я) для получения государственных услуг Росреестра. Выездное обслуживание предполагает выезд специалиста в удобное для заявителя место с целью оказания приема и выдачи документов на государственные услуги Росреестра. Так, с начала года Филиалом осуществлено 12 бесплатных выездов, 2 из них в преддверии праздника Великой Победы к ветеранам Великой отечественной войны.

Чаще всего заявители запрашивают услугу по приему документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - на нее приходится 80% всех выездных приемов. В 20% случаев заявители заказывали услугу с целью доставки документов по результатам государственной регистрации прав.

Ветеранам и участникам Великой Отечественной Войны, а также гражданам с ограниченными возможностями (лица с инвалидностью группы) эта услуга предоставляется бесплатно. Для иных категорий граждан услуга предоставляется на возмездной основе. Оставить заявку, а также получить информацию по тарифам можно по телефону 39-19-71 или путем личного обращения к администратору зала по адресу г. Якутск, ул. Ярославского 37, 2 этаж.

 Граждане, обратившиеся за получением данной услуги, обслуживаются без очередей, и получают возможность оформления заявлений, не выходя из дома или офиса, в комфортных для себя условиях, особенно удобна услуга для пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями.

Уважаемые жители п. Жатай

Окружная Администрация Городского округа «Жатай» во исполнение п. 8 ст. 19 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сообщает, что правообладатели земельных участков и (или) объектов недвижимости вправе представить в ОА ГО «Жатай» имеющиеся у них материалы и документы в отношении объектов недвижимости, а также заверенные в установленном частью 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") порядке копии документов, устанавливающих или удостоверяющих права на эти объекты недвижимости, которые считаются в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, для внесения сведений об этих объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в установленном частью 7 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" порядке.

Уважаемые жители п. Жатай

Окружная Администрация Городского округа «Жатай» во исполнение п. 8 ст. 19 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для размещения сведений в федеральной информационной системе (ФИС) сообщает о необходимости направления гражданами, юридическими лицами в срок до 1 сентября 2016 года уведомлений о наличии у них прав (обременений прав) на земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимости в случае, если сведения о правах (обременениях прав) на земельные участки не внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Уведомления необходимо направлять в Окружную Администрацию Городского округа «Жатай» с  приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав) по адресу: п. Жатай, ул. Северная, д. 29, ОА ГО «Жатай». В таких уведомлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, телефон.

 

Сведения о таких земельных участках размещаются в ФИС Окружной Администрацией ГО «Жатай» не позднее 01.10.2016 г.

Уважаемые жители п. Жатай

Окружная Администрация Городского округа «Жатай» информируе о принятии и введении в действие Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).

Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, гражданам Российской Федерации.

Гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок площадь которого не превышает одного гектара. Площадь земельного участка, предоставляемого в безвозмездное пользование на основании заявления, поданного несколькими гражданами, исчисляется исходя из расчета не более одного гектара на каждого гражданина. С заявлением о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование могут обратиться не более десяти граждан.

Земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком.

По истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину по его выбору земельный участок предоставляется ему при отсутствии оснований для отказа в аренду, в собственность бесплатно или в предусмотренных Законом случаях в собственность за плату.

Земельный участок может использоваться гражданином, которому он предоставлен в безвозмездное пользование, для осуществления любой не запрещенной деятельности при соблюдении условий, оговоренных Законом.

Гражданин, которому земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование, не вправе распоряжаться таким земельным участком или правом безвозмездного пользования таким земельным участком.

В срок не позднее трех месяцев после истечения трех лет со дня заключения договора безвозмездного пользования земельным участком гражданин представляет в ОА ГО «Жатай» декларацию об использовании земельного участка. Непредставление декларации об использовании земельного участка является основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения гражданином требований земельного законодательства.

Закон определяет порядок использования земельных участков, основания и порядок прекращения договора безвозмездного пользования земельным участком, порядок и условия предоставления земельного участка в собственность или в аренду.

Положения Закона о предоставлении гражданам земельных участков в безвозмездное пользование применяются с 1 июня 2016 года в отношении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и расположены в границах Нерюнгринского района РС (Я).

 Положения Закона о предоставлении гражданам в безвозмездное пользование иных земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности применяются с 1 октября 2016 года.

До 1 февраля 2017 года земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности предоставляются в соответствии с Законом в безвозмездное пользование только гражданам Российской Федерации, имеющим регистрацию по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона «Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации … вправе определить территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае, если такие территории расположены в границах населенных пунктов, находящихся в границах городских округов...»

 

В настоящее время завершены работы по внесению границ населенного пункта п. Жатай, являющегося административным центром ГО «Жатай», в государственный кадастр недвижимости. Границы п. Жатай фактически совпадают с границами городского округа. Границе населенного пункта п. Жатай Филиалом ФГУ «ФКП Росреестра» по РС (Я) присвоен учетный номер – 2524914.