ПАМЯТКА ДЛЯ  РАБОТОНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ
по неформальной занятости
По поручению Правительства Российской Федерации во всех регионах, в целях обеспечения социальных гарантий и компенсаций работников, предусмотренных законодательством по труду и увеличения поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды, ведется активная работа по снижению уровня неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, выявлению наличия «серых» схем и расчетов в наличной форме при оплате труда.
В Республике Саха (Якутия) в 2015 году принят План мероприятий по снижению неформальной занятости и легализации трудовых отношений.
Политика государства направлена на сокращение неформальной занятости и ее негативных последствий, что витоге должно привести к увеличению суммы страховых взносов, поступающие во внебюджетные пенсионные фонды.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение которого является обязательным условием при приеме на работу (статья 16 ТК РФ).
ВАЖНО: Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен или вовсе не оформлен.
Напоминаем, что в соответствии со статьей 303 Трудового Кодекса Российской Федерации Работодатель обязан:
•   оформлять     с   работником   письменный   трудовой договор;
•                  уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;
•                  оформлять                     страховые                     свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.
Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа:
•          на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
•          на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
•          на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 5 статьи 5.27 КоАП РФ совершение административных правонарушений, указанных в части 2 и части 3 статьи 5.27 КоАП РФ, лицом ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа:
      на граждан в размере пяти тысяч рублей;
•         на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
•         на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
•         на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Также, в соответствии с частью 23 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов влечет наложение административного штрафа:
•                     на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного до трех лет;
•                     на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
    на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Уважаемые руководители организаций и предприятий, индивидуальные предприниматели! Призываем Вас строго соблюдать трудовое законодательство, проявить социальную ответственность и оформить трудовые отношения с работниками, не подвергая себя риску привлечения к установленной законом ответственности.
Негативные последствия неформальной занятости:
                              доходы от деятельности в неформальном секторе не облагаются налогами, не уплачиваются страховые взносы. В связи с этим, бюджеты различных уровней и социальные фонды лишаются значительных средств. Эта проблема является очень важной в настоящий момент, так как в условиях неблагоприятной экономической и. финансовой ситуации потеря государством налоговых выплат и социальных взносов, может существенно затруднить выполнение не только инвестиционных программ развития, но и выполнение социальных программ (строительство дорог, объектов ЖКХ, социальных учреждений, школ, детских садов) и обязательств перед населением (бесплатное медицинское обслуживание, достойное социальное страхование и др.);
• уязвимость и правовая незащищённость самих работников, вовлечённых в неформальную занятость. Негативные последствия неформальной занятости проявляются в случаях возникновения спора с работодателем, наступления случаев временной нетрудоспособности, производственного травматизма, трудового увечья, последующего пенсионного и социального обеспечения.

Легализация неформальной занятости выгодна как работнику, так и работодателю!