Прокуратура разъясняет (227)

Понедельник, 19 июня 2023 17:37

Прокуратура разъясняет

Ежегодный объем продаж электронных сигарет в России имеет тенденцию к росту на 20-30 %. Позиционирование электронных курительных систем как менее вредного способа потребления никотина опровергается выводами медицинских исследований.

Особую опасность они представляют для несовершеннолетних. Повышенный резонанс вызвали случаи смерти подростков в ряде регионов России от отравлений никотинсодержащими жидкостями. 

Федеральным законом от 28.04.2023 № 178-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты. 

Так, с 1 июня 2023 г. устанавливается запрет розничной торговли устройствами для потребления никотинсодержащей продукции на ярмарках, выставках, дистанционным способом, с использованием автоматов, запрет открытой выкладки и демонстрации устройств в торговом объекте.

Поправками определено понятие устройств для потребления никотинсодержащей продукции, предусмотрены минимальные цены на такую продукцию, определяемые Правительством Российской Федерации. 

Вступившим в силу законом реклама и распространение электронных курительных систем приравнены к обороту обычных сигарет. В частности, запрещается демонстрация в рекламе потребления никотинсодержащей продукции с использованием таких систем. К обороту среди детей информационной продукции, содержащей изображение или описание электронных сигарет, теперь также применяются правила, ранее действовавшие для традиционных табачных изделий. 

Закон вступил в силу 8 мая 2023 г., отдельные его положения начнут применяться с 1 июня и 1 сентября 2023 г. 

 Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 234.2, устанавливающей ответственность за незаконное производство, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно сбыт метилового спирта (метанола) и метанолсодержащих жидкостей под видом алкогольной продукции. 

Необходимость криминализации незаконного оборота метанола вызвана ростом случаев гибели граждан от употребления метанолсодержащих жидкостей, реализуемых для употребления внутрь. По данным токсикологического мониторинга, представленного Роспотребнадзором, в России за последние 7 лет ежегодно регистрируется около 1000 фактов отравления метанолом, из них около 800 – повлекших смерть.

При отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 234.2 УК РФ) максимальное наказание за преступление может составить 4 года лишения свободы, в случае его совершения группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо причинения потерпевшему смерти или тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 234.2 УК РФ) – до 6 лет со штрафом до 700 тыс. рублей, а при наступлении смерти двух и более лиц (ч. 3 ст. 234.2 УК РФ) – до 10 лет со штрафом до 1 млн. рублей.

Преступление отнесено к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации. 

Федеральный закон опубликован 28.04.2023 и вступил в силу по истечении 10 дней с момента обнародования.

В соответствии с законодательством Российской Федерации отсыпка земельных участков отходами производства и потребления, в том числе строительными  отходами и отходами грунтов, запрещена.

В практике органов прокуратуры встречаются многочисленные случаи, когда недобросовестные организации в целях экономии денежных средств и иных ресурсов используют отходы, образовавшиеся от ремонтных и строительных работ, в целях экономии денежных средств и иных ресурсов используют отходы, образовавшиеся от ремонтных и строительных работ, в целях выравнивания участка и изменения его рельефа.

Вместе с тем бой бетона, кирпича, мусор от разбора зданий, котлованные грунты представляют собой отходы, которые в соответствии с законом подлежат утилизации.

Таким образом, при использовании отходов в качестве «материала» в целях проведения строительных или земельных работах без соответствующей разрешительной документации (технических условий, сертификатов) лицо нарушает требования, установленные Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», тем самым совершая правонарушение.

Незаконное размещение отходов на земельном участке влечет административную ответственность по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в виде штрафа на граждан в размере до 3 тысяч рублей, на юридических лиц — до 250  тысяч рублей.

Выгрузка отходов с использованием грузовых транспортных средств и техники квалифицируется по ч.3.3 ст.8.2 КоАП РФ и влечет наложение штрафа на граждан в размере до 55 тысяч рублей, на юридических лиц — до 120 тысяч рублей.

Кроме того, нарушение требований закона в области обращения с отходами может повлечь конфискацию транспортных средств и техники, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, а также обязание виновного лица возместить ущерб, причиненный почвам.

Также за порчу земель предусмотрена уголовная ответственность по ст.254 УК РФ (исправительные работы сроком до двух лет), а за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность по ст.246 УК РФ (лишение свободы на срок до пяти лет).

 

 

С уважением,

 

И.о. Якутского природоохранного прокурора

Республики Саха (Якутия)                                  

 

советник юстиции                                                                                  А.В. Шибина

 

 

С 1 апреля 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2023 № 444 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». В соответствии с данным правовым актом доход получателя меры социальной поддержки определяется за 6 месяцев, предшествующих месяцу перед обращением. Так по заявлениям, поданным с 1 по 30 апреля 2023 года, доходы анализируются с сентября 2022 года по февраль 2023 года,

а по заявлениям, поданным с 1 по 31 мая 2023 года, учитываются доходы
с октября 2022 года по март 2023 года.

Кроме того, региональные власти наделены полномочиями самостоятельно утверждать критерии, на основании которых будет определяться максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В Правилах учтены изменения, внесённые в ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что предоставление субсидии при наличии у ее получателя подтверждённой вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года, прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченному органу стало известно о наличии такой задолженности.

 

Порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг

 

Порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства РФ
от 06.05.2011 № 354.

Согласно Правилам исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги, при этом он обязан предупредить об этом потребителя-должника.

В этом случае исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение с указанием срока, в течение которого потребитель обязан погасить задолженность. В случае непогашения задолженности
в установленный срок исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги.

Уведомление потребителя может осуществляться путем вручения предупреждения под расписку, направления предупреждения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, включения текста предупреждения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, а также иным способом, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги потребителем или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов.

 

 

 

 

 

Федеральным законом от 3 апреля 2023 г. № 111-ФЗ внесены изменения в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которыми положения УК РФ приведены в соответствие с изменениями пенсионного законодательства в части повышения пенсионного возраста.

Ранее принудительные работы не назначались женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. С 2019 года законодательством предусмотрено постепенное повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости к 2023 года: для мужчин - до 65 лет, для женщин - до 60 лет.

В связи с этим возрастное ограничение, предусмотренное в УК РФ,
при котором принудительные работы не назначаются, для женщин повышено с 55 до 60 лет, для мужчин - с 60 до 65 лет.

 «Прокуратура разъясняет о особенностях формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счёте».

Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе формирования фондов капитального ремонта регламентированы
разделом 9 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Частью 3 ст. 170 ЖК РФ предусмотрены следующие способы формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов
на капитальный ремонт на специальный счет; перечисление взносов на счет регионального оператора.

В соответствии с ч. 4 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счёте, ими должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также владелец специального счета и кредитная организация,
в которой будет открыт данный счёт.

В качестве владельца специального счета по сбору средств
для капитального ремонта может быть назначена управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив региональный оператор.

В силу ч. 1 ст. 36.1 ЖК РФ права на денежные средства, находящиеся
на специальном счёте, предназначенном для перечисления средств
на проведение капитального ремонта и открытом в кредитной организации, сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов,
и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме.

Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве
на денежные средства, находящиеся на специальном счете, пропорциональна суммарному размеру взносов, уплаченных собственником такого помещения и предшествующим собственником. Собственник помещения не вправе требовать выделения своей доли денежных средств, находящихся
на специальном счёте.

Жилищным законодательством вопросы выбора способа формирования фонда капитального ремонта, изменения ранее выбранного способа отнесены к компетенции общего собрания собственников (ч. 2 ст. 44, ч. 3 ст. 170 ЖК РФ).

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме вправе на общем собрании выбрать (изменить) способ формирования фонда капитального ремонта при соблюдении установленного ст.ст. 170, 172-173, 175-177 ЖК РФ порядка принятия и реализации такого решения.

В силу ч. 7 ст. 189 ЖК РФ в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен
в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.

Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора
в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, региональный оператор, любой собственник помещения
в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора.

Сбербанк в Хабаровске при поддержке Генеральной прокуратуры РФ и правительства Хабаровского края провел форум «Профилактика и противодействие кибермошенничеству». Борьба с мошенничеством и социальной инженерией стала главной темой форума.

В мероприятии приняли участие губернаторы и главы всех регионов Дальнего Востока, руководители правоохранительных органов, Росфинмониторинга, Центробанка России, финансовых и иных организаций, работающих в сфере информационной безопасности.

С приветственным словом на открытии пленарной части форума выступили Заместитель Генерального прокурора России Дмитрий Демешин, Губернатор Хабаровского края Председатель Дальневосточного Сбербанка Андрей Черкашин, руководитель МРУ Росфинмониторинга Виктор Чевелев, начальник управления уголовного розыска УМВД России по Хабаровскому краю Константин Соловьев.

Участники форума обсудили вопросы взаимодействия и проблемы своевременности обмена данными, необходимыми для пресечения противоправной деятельности, методику выявления отдельных видов кибермошенничества, совершенствованию работы по повышению правовой грамотности граждан.

Внесенные предложения и инициативы будут проработаны Сбером совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и иными заинтересованными ведомствами и в форме методических рекомендаций доведены до широкого круга общественности.

Прокуратура г. Якутска напоминает о необходимости соблюдения правил охраны жизни на водных объектах с целью профилактики гибели детей в период весеннего паводка и ледохода 2023 года.

Основной причиной гибели детей на водных объектах является отсутствие контроля со стороны родителей либо иных законных представителей за посещением детьми покрытых льдом водоемов.

Родителям (законным представителям) необходимо усилить контроль над местами для игр детей, разъяснить им недопустимость игр вблизи водоемов и не оставлять без присмотра ребенка у водоема. Весной, во время ледохода, на реках и водоемах появляется большое количество льдин, которые привлекают детей. Катание и проведение других развлечений на льдинах нередко заканчиваются купанием в ледяной воде, поскольку льдины часто переворачиваются, разламываются, сталкиваются между собой, ударяются о предметы, находящиеся в воде.

Выход детей на лед без присмотра со стороны взрослых, несоблюдение необходимых мер предосторожности значительно повышают риск возникновения несчастных случаев со смертельным исходом.

Одновременно обращаем внимание родителей и иных законных представителей, что ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.  О возникновении опасных ситуаций для жизни и здоровья детей Вы можете сообщить по единому номеру вызова служб экстренного реагирования «112».

Прокуратура города Якутска утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 46 – летнего мужчины. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч.1, п. «в», «б» ч.2 ст. 158 УК РФ (кража, в том числе с причинением значительного ущерба гражданину, а также совершенная с незаконным проникновением в помещение).

По версии следствия, обвиняемый, в период с ноября по декабрь 2022 года, с целью извлечения для себя материальной выгоды, находясь в помещении тёплых автобусных остановок г. Якутска: «Архив», «Сельхозтехникум», «Новый хлебозавод», «Спид центр», «Свердлова» и «Школа №10» совершил кражи телевизоров, принадлежащих Окружной администрации ГО «город Якутск» и одной из коммерческих организаций г. Якутска.

Общая сумма, причинённого ущерба составила более 80 тыс. рублей.    

Кроме того, мужчина, в ноябре 2022 года, проникнув ночью в здание городского рынка совершил кражу ящика с наличными денежными средствами в размере более 9 тыс. рублей.

 Он же, в декабре 2022 года, находясь в помещении Никольского храма, совершил хищение оставленной без присмотра сумки, в которой находился сотовый телефон стоимостью 23 тыс.руб. и документы.

После утверждения прокурором обвинительного заключения уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.

Уголовное дело расследовано следователем по ОВД СЧ по РОПД СУ МУ МВД России «Якутское».

 

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Дмитрий Демешин проведет сегодня, 03 февраля, в Якутске расширенное заседание коллегии прокуратуры Якутии. Мероприятие посвящено итогам работы надзорного органа республики в 2022 году, будут также обсуждены задачи по повышению эффективности прокурорской деятельности в новом, 2023 году.

​В работе коллегии примут участие глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Алексей Еремеев, главный федеральный инспектор по Республике Саха (Якутия) Евгений Корнеев, а также руководители правоохранительных органов республики, работники прокуратуры Якутии.

​С основным докладом выступит прокурор республики Максим Попов. Запланировано выступление заместителя Генерального прокурора России Дмитрия Демешина и главы Якутии Айсена Николаева.

Прокуратура города во исполнение приказа прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 28.09.2021 № 217 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» осуществляет надзор за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.

За 2022 год прокуратурой города выявлено 633 нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направлено 588 исковых заявлений, внесено 140 представлений, предостережено 4 лица о недопустимости нарушений закона, по постановлению прокурора привлечено 24 лица к административной ответственности.

В целях защиты прав и свобод граждан прокуратурой города на постоянной основе проводятся проверки соблюдения требований законодательства при разработке и эксплуатации государственной информационной системы жилищно- коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Деятельность ГИС ЖКХ регулируется Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства».

Благодаря ГИС ЖКХ потребители коммунальных услуг могут получать актуальную информацию о стоимости коммунальных услуг, технических характеристиках дома, квитанций на оплату и др. Полный перечень информации, подлежащей размещению, установлен ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

С 1 июля 2017 года управляющие организации обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ (ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). За неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации предусмотрена административная ответственность по ст. 13.19.2 КоАП РФ.

В целях соблюдения прав граждан на открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, прокуратурой города проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения сроков и полноты размещаемой информации, в частности о технических характеристиках находящихся в управлении домов и выставленных платежных документов собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах.

Учитывая изложенное, в адрес управляющих организаций внесено 5 представлений об устранении нарушений федерального законодательства, которые рассмотрены и удовлетворены, составлено 5 административных материалов по ч. 1 ст. 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых ответственные должностные лица признаны виновными и подвергнуты административному наказанию.

Страница 2 из 17