Прокуратура разъясняет (176)

О позиции Верховного Суда России по уведомлению

должника о предстоящем ограничении ресурса

 

Верховный Суд Российской Федерации в своем определении №302-ЭС19-9896 от 10 июля 2019 года указал, что отправка должнику заказного письма с предупреждением об ограничении подачи коммунального ресурса не свидетельствует о том, что потребитель поставлен об этом в известность. И в случае, если письмо вернулось обратно, должника нужно предупредить другим способом.

         Так, ресурсоснабжающая организация ограничила подачу электричества должнику, предварительно направив ему заказное письмо с предупреждением, которое последним не было получено.

Житель многоквартирного дома подал жалобу в орган Госжилнадзора, который по результатам проверки предписал вернуть должнику свет, поскольку собственник был не предупрежден за 20 суток до отключения.

Ресурсоснабжающая организация, будучи уверенной в том, что заказного письма достаточно, не согласилась с предписанием и обратилась в суд.

Суд отказал в удовлетворении заявленного требования, посколькуорганизация не обеспечила получение потребителем уведомления о предстоящем ограничении подачи коммунальной услуги и ввела ограничение потребления электрической энергии без соблюдения 20-дневного срока, который начинает течь с момента получения потребителем предупреждения.

Как отметил суд, сам по себе факт направления в адрес должника предупреждения (уведомления) заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено (независимо от причин неполучения) и возвращено отправителю, не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.

Если письмо вернулось обратно, должника нужно предупредить другим способом.

 

Прокуратура г.Якутска

 

 

 

 

О требованиях законодательства при расчетах

за отопление в многоквартирных домах

 

Вопросы размера платы за коммунальные услуги регулируются статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В Правилах подробно описаны вопросы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, приведены методики расчетов.

С 1 января 2019 года внесены поправки в Правила в части расчета стоимости отопления. Так, изменились формулы расчета, отопление поделено  на индивидуальное и общедомовое, введено новое понятие «площадь мест общего имущества» и другие изменения.

Самым главным изменением можно назвать новую формулурасчета, предусматривающую расчеты в случаях, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепла и, когда хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Здесь размер платы складывается из двух частей: это плата за тепловую энергию, потребленную в помещении, и плюс плата за тепло на общедомовые нужды.

Кроме того, для помещений, в которых отсутствуют радиаторы отопления, и которые имеют собственные источники тепловой энергии, также появилась возможность производить плату с учетом их фактического потребления тепла в своих помещениях.

Этому предшествовало решение Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в июле 2018 года. Суд пришел к выводу, что ущемляются права собственников, чьи квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета тепла.

Таким образом, собственник любого помещения в многоквартирном доме в любой момент может оборудовать свое помещение индивидуальным прибором учета  отопления, после чего исполнитель обязан будет учитывать показания этого прибора в своих расчетах.

Для домов, где нет помещений, собственники которых отказались от централизованного отопления и перешли на индивидуальные источники тепла, или, где есть помещения, которые  не являются общим имуществом и в этих помещениях в принципе не предусмотрено наличие приборов отопления, фактически ничего не изменилось.

Размер платы за отопление рассчитывается по специальным формулам, предусмотренным для разных случаев. Эти формулы приведены в приложении к Правилам предоставления коммунальных услуг. Для применения той или иной формулы необходимо учитывать следующее:

- втечение какого периода происходит расчет размера платы: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года;

- наличие или отсутствие общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме;

- наличие или отсутствие в квартирах и нежилых помещениях  индивидуальных приборов учета тепла;

- способ подачи тепловой энергии в многоквартирный дом (в готовом виде по централизованным сетям или тепло производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома).

При внесении платы за отопление равными долями в течение календарного года, если в многоквартирном доме установлены общедомовые приборы учета тепла,  плата начисляется исходя из среднемесячного объема потребления по показаниям приборов учета за предыдущий год. Если дом не оборудован таким прибором, то при расчете нужно исходить из норматива потребления коммунальной услуги.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2016 года №337 на территории республикиоплата коммунальной услуги за отопление осуществляется ежемесячно равными долями.

По итогам года размер платы за отопление должен корректироваться по фактически выставленным счетам ресурсоснабжающей организации, что делается не всегда добровольно.

К примеру, прокуратурой города Якутска выявлено, что ООО «Север-Строй» до 01.01.2019 осуществляло управление многоквартирным жилым домом и являлось исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, в том числе по отоплению.

Дом с октября 2017 года оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии, плата за услуги по отоплению взималась равномерно в течение всего календарного года, в связи с чем у Общества возникла обязанность по осуществлению корректировки платы за коммунальную услугу.

В нарушение норм жилищного законодательства данная обязанность  ООО «Север-Строй» не исполнена, в связи с чем прокуратура города внесла представление в адрес генерального директора управляющей организации.

По представлению прокуратуры произведена корректировка платы за отопление в размере свыше 2 млн. руб.

Основываясь на Правилах предоставления коммунальных услуг, потребители вправе требовать перерасчет за отопление, когда температура в квартире ниже +18 градусов, а в угловых помещениях – ниже +20 (если на улице температура ниже -31, то показатели повышают на плюс два градуса). Даже в случаечрезвычайной ситуации период отсутствия тепла в квартире не может превышать суммарно 24 часов за 30 дней, аединоразовое отключение тепла не может быть больше 16 часов.

По заявлению потребителя представители компании в течение двух часов должны посетить адрес для составления акта.

Каждый дом индивидуален - по системам инженерных коммуникаций, этажности, площади, показаний приборов учета, количеству проживающих, поэтому у всех разные суммы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Если у граждан возникают сомнения в правильности начисления платы, они вправе обратиться за разъяснением в свою управляющую организацию. В случае, если ответ на заявление не будет получен либо полученная информация не удовлетворит, гражданин может обратиться в орган государственного жилищного надзора.

 Законодательством предусмотрены штрафные санкции за неправильно начисленную плату за коммунальные услуги. Важное уточнение: штраф получает тот, кто некорректно рассчитал размер платы, а это необязательно исполнитель коммунальных услуг. Размер штрафа составляет 50% от фактического превышения.

Также можно обратиться в Роспотребнадзор при отказе в предоставлении коммунальных услуг или в случае неправильного расчета, вызванного некачественным оказанием услуг.

В прокуратуру по месту жительства можно обращаться, когда контролирующий орган не предпримет действий по устранению нарушений законов.

 

Прокуратура г.Якутска

 

 

 

 

Об обязательномаудиопротоколировании судебных заседаний

по уголовным и гражданским делам

 

С 01.09.2019 вступили в силу изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ об обязательномаудиопротоколировании судебных заседаний по уголовным и гражданским делам.

Предусмотрено, что аудиозапись должна осуществляться в ходе каждого судебного заседания первой и апелляционной инстанций (включая предварительное слушание) и при совершении процессуальных действий вне судебного заседания, при этом записывать звук в закрытых судебных заседаниях запрещено.

Протокол в письменной форме составляется в судебном заседании или при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания либо по поручению председательствующего помощником судьи. Он может быть написан от руки или составлен с использованием технических средств. Аудиопротоколирование ведется непрерывно в ходе судебного заседания. Носители информации, полученной с использованием аудиозаписи, приобщаются к протоколу. В протоколе указывается на использование технических средств для фиксирования хода судебного заседания.

В соответствии со ст. 231 ГПК РФ в течение пяти дней со дня подписания протокола можно ознакомиться с аудиозаписью и подать замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Положениями ст. 259 УПК РФ установлено, что ходатайство об ознакомлении с протоколом и аудиозаписью судебного заседания подается сторонами в письменном виде в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания.

По изложенным в письменной форме ходатайствам лиц, участвующих в деле, и за их счет могут быть изготовлены копия протокола и (или) копия аудиозаписи судебного заседания.

До 1 сентября 2019 г. обязательноеаудиопротоколирование судебных заседаний предусматривалось только Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Кодексом административного судопроизводства РФ.

Указанные изменения направлены на повышение гарантий вынесения судом законного, обоснованного и справедливого решения и обеспечения судебной защиты прав и законных интересов участников судопроизводства.

 

Прокуратура г.Якутска

 

Доходы граждан, пострадавших от стихийных бедствий и террористических актов, освободили от подоходного налога.

 

29 сентября 2019 года опубликован Федеральный закон №323-ФЗ, которым внесены изменения в часть 2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым от налога будут освобождены все виды доходов граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций. Новые нормы Налогового кодекса также распространяются на родственников жертв ЧС.

По ранее действовавшим правилам НДФЛ не облагались лишь доходы граждан в натуральной форме. На средства, выделенные в качестве материальной помощи, налог начислялся, то есть часть финансовой помощи пострадавшим фактически возвращалась государству.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования. Налогом не будут облагаться доходы, полученные жертвами стихийных бедствий, с 1 января 2019 года.

 

Прокуратура г.Якутска

Ссылки на видеоролики прокуратуры РС(Я):

 

  1. Что следует знать сборщикам бивней?, 2019 годhttps://youtu.be/e2EzDBd5eNM 

 

  1. Не становитесь причиной лесного пожара!, 2018 годhttps://youtu.be/Lqnvf33pfnw

(Скачать ролик можно с https://yadi.sk/i/Kbze3_2LVempRw)

 

  1. Остерегайтесь мобильного мошенничества!, 2017 годhttps://youtu.be/xGx3RNTazgw 

(Скачать ролик можно с https://yadi.sk/i/HjPx4OnxTvUCUw)

 

  1. Об ответственности за жестокое обращение с ребёнком, 2017 годhttps://youtu.be/HcmRIIsXE8U 

(Скачать ролик можно с https://yadi.sk/i/k9RBNuYQQfKTNQ)

 

Что делать, если вам предлагают дать взятку или вы её уже дали?»,  2016 годhttps://www.youtube.com/watch?v=4rLs4dPFpYY

(39 сек, скачать ролик можно с https://yadi.sk/i/VvIpD0Sqj_aWDQ)

 

 

Ссылки на антикоррупционные видеоролики

Генеральной прокуратуры РФ:

 

  1. Плохая привычка, 2018 год https://youtu.be/NxSA7zLZaAA

 

 (46 сек, скачать ролик можно с  https://yadi.sk/i/EamaHqqHztfuZw)

 

  1. Эстафета добрых дел, 2018 год https://www.youtube.com/watch?v=Huq_VMGBiDo

 

(1 мин 36 сек, скачать ролик можно с  https://yadi.sk/i/KS1rrK-gBHHYOg)

 

  1. Продажный чиновник, 2018 год

https://www.youtube.com/watch?v=cKl8uTsluWw

 

(51 сек, скачать ролик можно с  https://yadi.sk/i/KOsK54Y9sT7T0w

 

 

Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах

 

В окрестностях города Якутска в текущий пожароопасный период зарегистрировано 8 лесных пожаров, площадь которых составила 135,2 га лесной и 236,8 га нелесной зоны. В шести случаях предположительной причиной пожара послужило неосторожное обращение с огнём, а также неосторожность при курении, то есть человеческий фактор.

Как показывает практика, виновниками возгораний становятся граждане, выезжающие в лес и разжигающие костёр для обогрева или приготовления пищи, охотники, рыбаки, лесопользователи, владельцы сельскохозяйственных, в т.ч. сенокосных угодий, коневоды,трактористы, владельцы дачных участков и жилых домов вблизи лесной зоны, владельцы ЛЭП вблизи лесных массивов, владельцы и пользователи земельных участков, прилегающих к лесу, работники полигонов твёрдых бытовых отходов.

В связи с указанным прокуратура города Якутска напоминает горожанам о том, что в лесах запрещается:

- разводить костры в местах возможного возгорания (хвойные молодняки, гари, повреждённый лес, торфяники, лесосеки, неочищенные от порубочных остатков и заготовленной древесины места, места с подсохшей травой),

- бросать горящие спички, окурки, оставлять не до конца потушенные костры, золу,

- использовать пыжи из горючих или тлеющих материалов,

- оставлять пропитанные горючими веществами материалы,стекло,

- заправлять горючим топливные баки при работе двигателя, использовать неисправный двигатель, курить и пользоваться открытым огнём вблизи машин, заправляемых горючим.

В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костёр должен быть тщательно засыпан землёй или залит водой до полного прекращения тления.

Владельцы и пользователи земельных участков, прилегающих к лесу, должны очищать их от сухой травы, опавших листьев и стеблей после уборки урожая, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 м. от леса до участка либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах может повлечь административную ответственность по ст.ст. 8.32, 20.4, 20.6 КоАП РФ со штрафом от 1,5 тыс. до 1 млн. руб., приостановлением деятельности организации или уголовную ответственность по ст. 261 УК РФ с наказанием в виде лишения свободы до 10 лет и штрафом до 500 тыс. руб. Кроме того, на виновное лицовозлагается обязанность возместить ущерб, причинённый лесному фонду, а также затраты на тушение лесного пожара и восстановление лесных насаждений!

Ссылка на видеоролик прокуратуры Республики Саха (Якутия) «Не становитесь причиной лесного пожара!»https://youtu.be/Lqnvf33pfnw

 

 

Прокуратура г.Якутска

 

 

 

 

Введена уголовная ответственность за воспрепятствование

 оказанию медицинской помощи

 

Федеральным законом от 26.07.2019 № 206-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников.

Законом установлена уголовная ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента или его смерть (статья 124.1 УК РФ).

Теперь воспрепятствование, в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло тяжелые последствия для здоровья пациента, будет наказываться штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее смерть пациента, будет наказываться ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Предварительное следствие по указанным делам будет производиться следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, статьи 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» дополнены новым квалифицирующим признаком –  совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.

Изменения действуют с 6 августа 2019 года.

 

Прокуратура г.Якутска

 

О совершенствовании деятельности фитнес-центров

 

С 13 августа 2019 года вступают в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», и касающиеся деятельности фитнес-центров.

Так, в законодательстве закреплено само понятие фитнес-центров. Как указано в законе, это – физкультурно-спортивные организации, цель которых оказывать гражданам услуги по физической подготовке и физическому развитию. Они должны формировать у россиян здоровый образ жизни, создавать условия для сохранения и укрепления здоровья.

Фитнес-центры и их объединения обязаныпредоставлять помещения, обеспечивать спортивным инвентарем и оборудованием, привлекать квалифицированных сотрудников и тренеров, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере оказания соответствующих услуг, а также обеспечивать условия для повышения их квалификации.

Также фитнес-центры должны применять профстандарты с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций. Эти стандарты еще предстоит принять.

 

Прокуратура г. Якутска

 

О некоторых вопросах предоставления молодой семье единовременной денежной выплаты при рождении первого ребёнка

 

Положениями Закона Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» определены основные направления семейной политики в Республике Саха (Якутия), осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих с участием семьи, устанавливается дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2.2 Законамолодой семьёй признается семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли возраста тридцати лет, а также семья, состоящая из одного родителя в возрасте до тридцати лет и несовершеннолетнего ребёнка.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2009 г. № 269 утверждено Положение о порядке назначения и предоставления компенсационных выплат семьям, имеющим детей, установленных Законом Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З №147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)», в соответствии с которым гражданам, проживающим на территории Республики Саха (Якутия), предоставляется единовременная денежнаявыплатав размере четырех тысяч рублейдля приобретения предметов детского ассортимента и продуктов питания.

При рождении в молодой семье двойни или более детей одновременно единовременная компенсационная выплата назначается на каждого ребёнка.

Для назначения единовременной компенсационной выплаты необходимо обращаться в Управления социальной защиты населения и труда по месту жительства со следующими документами:

заявление;

паспорт (с копией);

свидетельство о заключении брака (с копией);

свидетельство о рождении или усыновлении  ребёнка (с копией);

документ, подтверждающий реквизиты счета в кредитной организации, открытого на заявителя (договор банковского вклада (счета), справка кредитной организации о реквизитах счета, сберегательная книжка или другие документы, содержащие сведения о реквизитах счета);

Вместе с тем, исходя из указанного Положения о порядке назначения и предоставления компенсационных выплат,на практике имеются случаи отказов в назначении и выплате единовременной компенсационной выплаты одиноким родителям, что не соответствует требованиям ст. ст. 1, 2.2, 18 Закона «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» и незаконно сужает круг лиц, имеющих право претендовать на меры государственной поддержки.

К примеру, прокуратура города Якутска по поступившему обращению провела проверку соблюдения прав молодой одинокой матери на получение меры социальной поддержки в связи с рождением первого ребёнка, получившей отказ в компенсационной выплате.

Отказ был мотивировантем, что к заявлению не приложено свидетельство о заключении брака, поскольку выплата может быть назначена только лицам, состоящим в браке.

В случае, если в противоречие между собой вступают несколько норм права, регулирующие одни и те же правоотношения (правовая коллизия), то приоритет отдается нормам, имеющим большую юридическую силу, которые в настоящем случае содержатся в положениях Закона.

Поскольку положения Закона «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» предусматривают распространение мер поддержки и на семьи, состоящие из одного родителя и ребёнка, прокуратура внесла представление вУправление социальной защиты населения и труда г. Якутска, по результатам рассмотрения которого заявительнице назначена компенсационная выплата, её права восстановлены.

Следует иметь в виду, что право на указанную выплату прекращается при достижении ребёнком возраста одного года.

 

Прокуратура г.Якутска

 

 

 

Статус многодетной семьи можно сохранить до достижения 23 лет

старшим ребенком, являющимся студентом очной формы обучения

либо проходящим военную службу по призыву 

 

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» с 16 июля 2019 года многодетной семьей считается семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях по очной форме обучения, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения или прохождения детьми военной службы по призыву.

Таким образом статус многодетной семьи не утрачивается при достижении старшим ребенком 18 лет. До внесения изменений семья относилась к категории многодетной при наличии трех и более детей в возрасте до 18 лет.

При этом в соответствии с требованиямиЗакона Республики Саха (Якутия) «О статусе многодетной семьи в Республике Саха (Якутия)»дети должны проживать совместно с родителями (одиноким родителем) либо  временно проживать отдельно, в том числе в связи с обучением в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях по очной форме обучения, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения или прохождением военной службы по призыву.

 

Прокуратура г.Якутска

 

 

Страница 11 из 13