Прокуратура разъясняет (58)

Введена уголовная ответственность за воспрепятствование

 оказанию медицинской помощи

 

Федеральным законом от 26.07.2019 № 206-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников.

Законом установлена уголовная ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента или его смерть (статья 124.1 УК РФ).

Теперь воспрепятствование, в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло тяжелые последствия для здоровья пациента, будет наказываться штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее смерть пациента, будет наказываться ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Предварительное следствие по указанным делам будет производиться следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, статьи 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» дополнены новым квалифицирующим признаком –  совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.

Изменения действуют с 6 августа 2019 года.

 

Прокуратура г.Якутска

 

О совершенствовании деятельности фитнес-центров

 

С 13 августа 2019 года вступают в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», и касающиеся деятельности фитнес-центров.

Так, в законодательстве закреплено само понятие фитнес-центров. Как указано в законе, это – физкультурно-спортивные организации, цель которых оказывать гражданам услуги по физической подготовке и физическому развитию. Они должны формировать у россиян здоровый образ жизни, создавать условия для сохранения и укрепления здоровья.

Фитнес-центры и их объединения обязаныпредоставлять помещения, обеспечивать спортивным инвентарем и оборудованием, привлекать квалифицированных сотрудников и тренеров, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере оказания соответствующих услуг, а также обеспечивать условия для повышения их квалификации.

Также фитнес-центры должны применять профстандарты с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций. Эти стандарты еще предстоит принять.

 

Прокуратура г. Якутска

 

О некоторых вопросах предоставления молодой семье единовременной денежной выплаты при рождении первого ребёнка

 

Положениями Закона Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» определены основные направления семейной политики в Республике Саха (Якутия), осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих с участием семьи, устанавливается дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2.2 Законамолодой семьёй признается семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли возраста тридцати лет, а также семья, состоящая из одного родителя в возрасте до тридцати лет и несовершеннолетнего ребёнка.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2009 г. № 269 утверждено Положение о порядке назначения и предоставления компенсационных выплат семьям, имеющим детей, установленных Законом Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З №147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)», в соответствии с которым гражданам, проживающим на территории Республики Саха (Якутия), предоставляется единовременная денежнаявыплатав размере четырех тысяч рублейдля приобретения предметов детского ассортимента и продуктов питания.

При рождении в молодой семье двойни или более детей одновременно единовременная компенсационная выплата назначается на каждого ребёнка.

Для назначения единовременной компенсационной выплаты необходимо обращаться в Управления социальной защиты населения и труда по месту жительства со следующими документами:

заявление;

паспорт (с копией);

свидетельство о заключении брака (с копией);

свидетельство о рождении или усыновлении  ребёнка (с копией);

документ, подтверждающий реквизиты счета в кредитной организации, открытого на заявителя (договор банковского вклада (счета), справка кредитной организации о реквизитах счета, сберегательная книжка или другие документы, содержащие сведения о реквизитах счета);

Вместе с тем, исходя из указанного Положения о порядке назначения и предоставления компенсационных выплат,на практике имеются случаи отказов в назначении и выплате единовременной компенсационной выплаты одиноким родителям, что не соответствует требованиям ст. ст. 1, 2.2, 18 Закона «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» и незаконно сужает круг лиц, имеющих право претендовать на меры государственной поддержки.

К примеру, прокуратура города Якутска по поступившему обращению провела проверку соблюдения прав молодой одинокой матери на получение меры социальной поддержки в связи с рождением первого ребёнка, получившей отказ в компенсационной выплате.

Отказ был мотивировантем, что к заявлению не приложено свидетельство о заключении брака, поскольку выплата может быть назначена только лицам, состоящим в браке.

В случае, если в противоречие между собой вступают несколько норм права, регулирующие одни и те же правоотношения (правовая коллизия), то приоритет отдается нормам, имеющим большую юридическую силу, которые в настоящем случае содержатся в положениях Закона.

Поскольку положения Закона «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» предусматривают распространение мер поддержки и на семьи, состоящие из одного родителя и ребёнка, прокуратура внесла представление вУправление социальной защиты населения и труда г. Якутска, по результатам рассмотрения которого заявительнице назначена компенсационная выплата, её права восстановлены.

Следует иметь в виду, что право на указанную выплату прекращается при достижении ребёнком возраста одного года.

 

Прокуратура г.Якутска

 

 

 

Статус многодетной семьи можно сохранить до достижения 23 лет

старшим ребенком, являющимся студентом очной формы обучения

либо проходящим военную службу по призыву 

 

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» с 16 июля 2019 года многодетной семьей считается семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях по очной форме обучения, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения или прохождения детьми военной службы по призыву.

Таким образом статус многодетной семьи не утрачивается при достижении старшим ребенком 18 лет. До внесения изменений семья относилась к категории многодетной при наличии трех и более детей в возрасте до 18 лет.

При этом в соответствии с требованиямиЗакона Республики Саха (Якутия) «О статусе многодетной семьи в Республике Саха (Якутия)»дети должны проживать совместно с родителями (одиноким родителем) либо  временно проживать отдельно, в том числе в связи с обучением в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях по очной форме обучения, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения или прохождением военной службы по призыву.

 

Прокуратура г.Якутска

 

 

О рассмотрении обращений граждан в прокуратуре города Якутска

за 1 полугодие 2019 года

 

С января по июнь 2019 год в прокуратуру г. Якутска поступило 2507 обращений, т.е. на 103 или 4,3% больше, чем в первом полугодии 2018 года (2404). Непосредственно в прокуратуре города разрешено 1225 или 48,9% обращений.

Около 58% разрешенных обращений поступило по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, в том числе в сфере трудового,жилищного законодательства,на нарушения в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних,земельного законодательства,в сфере ЖКХ,на нарушения законов об исполнительном производстве,в сфере законодательства об административных правонарушениях, по пенсионным вопросам.

В сравнении с первым полугодием 2018 года отмечается изменение структуры разрешенных прокурорами обращений, в части увеличения количества обращений на нарушения земельного законодательства (с 27 до 51), в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних (с 36 до 66), на 58,6% - в сфере ЖКХ (с 29 до 46). Незначительно возросло количество обращений по вопросам нарушения трудового законодательства (с 84 до 89), в сфере исполнительного производства (33 до 38), в сфере законодательства об административных правонарушениях (с 16 до 21).

На 50% снизилось количество обращений по пенсионным вопросам, а также о нарушенияхжилищного законодательства – на 47,5%.

С427 до 321сократилось количество жалоб на нарушения закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, при этом отмечается рост с 99 до 164числа жалоб на нарушения при производстве предварительного расследования.

Из числа разрешенных обращений признаны обоснованными и удовлетворены 237, то есть в прокуратуре города  обоснованной признается почти каждая пятая жалоба.

Самая высокая доля обоснованных обращений имеется в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних – 37,9% (25 из 66), трудового – 37,5% (30 из 89), жилищного – 35,6% (26 из 73), земельного законодательства – 33,3% (17 из 51).

 Удельный вес удовлетворенных обращений на нарушения  законов об исполнительном производстве составил 28,9%, на нарушения в сфере ЖКХ – 28,2%, в сфере законодательства об административных правонарушениях – 19%.

Всего по удовлетворенным обращениям выявлено 409 нарушений закона, в целях устранения которых принято 430 актов прокурорского реагирования.

Около 46% или 1157  обращений  направлено в другие ведомства для разрешения, возвращено заявителям – 63, оставлено без разрешения – 22. 

Согласно пункту 2.9Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 №45, по обращениям, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные. Полномочия представителей заявителейдолжны быть подтверждены соответствующими документами.

Так,возвращено 55 обращений представителей банковских учреждений в связи спредоставлением надлежащим образом оформленных доверенностей.

Обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства, может быть оставлено без разрешения.

Если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Также ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в иной органв соответствии с компетенцией, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы. Об этом в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается заявителю.

Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.

При наличии в таком обращении данных, указывающих на признаки преступления, оно направляется для проведения проверки в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

На 22,8%  возросло число граждан, принятых на личном приеме работниками прокуратуры города (рост с 329 до 404).Лично прокурором и его заместителями принят 231 гражданин.

 

 

Прокуратура г. Якутска

 

 

О правах граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, на внеочередное предоставление жилого помещения

 

Действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма определенным категориям лиц.

К числу таких лиц относятся граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.

Для того, чтобы возникло право на предоставление жилого помещения, эти лица должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченными органами.

В том случае, если лицо признано нуждающимися, то такому гражданину жилое помещение предоставляется вне очереди.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» утвержден перечень соответствующих болезней.

Если лицо имеет хроническое заболевание, которое входит в этот перечень, то такому гражданину нужно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилой площади во внеочередном порядке.

Для этого вместе с заявлением предоставляются документы, подтверждающие наличие хронического заболевания и нуждаемость в улучшении жилищных условий.

При отказе в предоставлении жилого помещения или в том случае, если в ответе орган ссылается на тот факт, что в настоящее время жилое помещение не может быть предоставлено по причине отсутствия, то гражданину необходимо обратиться в суд с исковым заявлением.

К примеру, Якутским городским судом удовлетворен иск прокуратуры города Якутска в интересах инвалида 2 группы об обязании  Окружной администрации предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Установлено, что женщина признана судом недееспособной и имеет право на дополнительную жилую площадь, в связи с чем в ноябре 2016 года признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также поставлена на учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

До настоящего времени жилое помещение не предоставлено со ссылкой на отсутствие финансирования из республиканского бюджета.

Между тем, Верховным Судом РФ в Определенииот 3 июля 2018 г. № 20-КГ18-22 указано, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

 

Прокуратура г. Якутска

 

 

Правительством РФ сокращен срок направления на МСЭ граждан,

которые перенесли операцию по ампутации конечностей

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2019   № 715 внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, согласно которым до 3-х рабочих дней сокращен срок направления на медико-социальную экспертизу граждан, которые перенесли операцию по ампутации (реампутации) конечности (конечностей) и нуждаются в первичном протезировании.

Столько же дней отведено на проведение самой экспертизы с даты поступления указанного направления.

Полномочия по утверждению порядка заполнения формы направления на экспертизу медицинской организацией возложены на Министерство здравоохранения, а порядка заполнения такой формы органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом соцзащиты населения - на Министерство труда и социальной защиты.

Новые сроки направления на МСЭ и ее проведения начали действовать с 15 июня 2019 года.

 

Прокуратура г. Якутска

 

Правительством РФ сокращен срок направления на МСЭ граждан,

которые перенесли операцию по ампутации конечностей

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2019   № 715 внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, согласно которым до 3-х рабочих дней сокращен срок направления на медико-социальную экспертизу граждан, которые перенесли операцию по ампутации (реампутации) конечности (конечностей) и нуждаются в первичном протезировании.

Столько же дней отведено на проведение самой экспертизы с даты поступления указанного направления.

Полномочия по утверждению порядка заполнения формы направления на экспертизу медицинской организацией возложены на Министерство здравоохранения, а порядка заполнения такой формы органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом соцзащиты населения - на Министерство труда и социальной защиты.

Новые сроки направления на МСЭ и ее проведения начали действовать с 15 июня 2019 года.

 

Прокуратура г. Якутска

 

Установлена административная ответственность отдельных категорий лиц

за повторное несоблюдение административных ограничений

 

С 18 июня 2019 года начали действовать изменения в статью 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие административную ответственность отдельным категориям лиц, которым не могут быть назначены обязательные работы либо административный арест за повторное совершение административного правонарушения.

Так, частью 3 статьи 19.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное в течение 1 года несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Совершение указанных правонарушений влечет административную ответственность в виде обязательных работ на срок до 40 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток.

Вместе с тем, согласно положениям части 2 статьи 3.9 и части 3 статьи 3.13 КоАП РФ административные наказания в виде административного ареста и обязательных работ не применяются к отдельным категориям граждан, в частности, к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до  3-х лет, к инвалидам I и II групп и иным категориям.

В связи с этим абзац второй части 3 статьи 19.24 КоАП РФ дополнен положением, предусматривающим, что в случае повторного в течение 1 года совершения административного правонарушения лицами, в отношении которых не могут применяться обязательные работы либо административный арест, на них может быть наложен административный штраф в размере от 2-х тысяч до 2,5 тысяч рублей.

 

Прокуратура г. Якутска

 

О сроках направления управляющей организацией ответов

на обращения (запросы) гражданина

 

Письмом Минстроя России от 23.04.2019 № 15772-ОГ/04 «О деятельности по управлению многоквартирными домами» разъяснено, в течение какого срока управляющая организация должна ответить на обращение гражданина.

Сообщается, что в соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением  Правительства  РФ  от  15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), управляющая организация, товарищество или кооператив (далее –управляющая организация) предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме: в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), - любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 Правил № 416 (в том числе информацию, содержащую сведения о составе ежемесячной платы за жилое помещение).

В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации,  раскрыта  в  необходимом  объеме  способом,  в  соответствии с Правилами № 416, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации. Указанное сообщение направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения);

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

иную информация - в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами РФ, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством РФ.

Кроме того, в соответствии с Правилами № 354 исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

 

Прокуратура г. Якутска

 

 

 

Страница 3 из 5