Прокуратура разъясняет (359)
Признание пропавшего человека безвестно отсутствующим или умершим
Признание пропавшего человека безвестно отсутствующим или умершим осуществляется исключительно в судебном порядке.
Для этого заинтересованные лица (обычно это родственники пропавшего) должны подготовить соответствующее заявление и подать его в районный суд по месту своего жительства. Неопределенность социального статуса пропавшего влияет на жизнь его близких.
В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина таковым, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
В чем разница между умершим и безвестно отсутствующим гражданином?
Главное отличие указанных заявлений обусловлено тем, что гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года нет сведений о месте его пребывания. Умершим гражданин может быть признан судом, если нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет.
Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта:
его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства;
отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможности это место установить.
Дела указанной категории рассматриваются с обязательным участием прокурора.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение.
Новое решение суда является основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.
Повышены ежемесячные социальные выплаты для медицинских работников, которые трудятся в сельской местности, районных центрах и малых городах
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 года №343 внесены уточнения в перечень категорий медицинских работников, которым полагается данная выплата, а также изменен подход к определению максимального месячного размера выплаты на одного медработника.
Максимальный размер выплаты теперь зависит не только от занимаемой должности, но и категории населенного пункта, в котором находится медицинская организация, с учетом его численности.
Так, в населенных пунктах, где проживает не более 50 тыс человек, размер выплаты для врачей составит 50 тыс рублей, для среднего медперсонала - до 30 тыс рублей. При численности населения от 50 до 100 тыс человек - 29 тыс и 13 тыс соответственно.
С 1 сентября 2024 года введут ежеквартальный мониторинг заработной платы медиков, получивших специальную социальную выплату, с выделением в т. ч. окладов и стимулирующих выплат. Он будет проводиться по каждому медицинскому работнику в разрезе региональных медицинских организаций.
Постановление вступило в силу 21 марта 2024 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2024 года.
Подписан закон о запрете создания новых скотомогильников
С 1 сентября 2024 года в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 582-ФЗ запрещается создание новых скотомогильников. Скотомогильники, за исключением скотомогильников, содержащих биологические отходы, зараженные возбудителем сибирской язвы, подлежат ликвидации в течение 25 лет со дня завершения их эксплуатации. Содержание, эксплуатация и ликвидация скотомогильников должны осуществляться в соответствии с ветеринарными правилами.
Кроме этого, Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» дополнен положениями, закрепляющими особенности обращения с биологическими отходами, под которыми понимаются останки животных и другие объекты животного происхождения, являющиеся результатом ветеринарной деятельности, а также учета организаций и граждан, осуществляющих обращение с биологическими отходами, и объектов уничтожения биологических отходов.
Так, в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии подлежит включению в том числе информация об организациях и о гражданах, осуществляющих обращение с биологическими отходами, и об объектах уничтожения биологических отходов. Запрещается уничтожение особо опасных биологических отходов в скотомогильниках.
Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 582-ФЗ вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением отдельных положений.
Эксплуатация ранее созданных скотомогильников в целях уничтожения умеренно опасных биологических отходов допускается до 1 января 2030 года.
Явка с повинной как смягчающее обстоятельство
Под явкой с повинной, которая в силу пункта «и» части 1 статьи 61 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), является обстоятельством, смягчающим наказание, следует понимать добровольное сообщение лица о совершенном им или с его участием преступлении.
Согласно части 2 статьи 142 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации заявление о явке с повинной может быть сделано, как в письменном, так и в устном виде. Неоформление заявления о явке с повинной в качестве самостоятельного процессуального документа не влияет на учет этого обстоятельства в качестве смягчающего наказание.
Не признается явкой с повинной заявление о преступлении, сделанное лицом хотя и добровольно, но в связи с его задержанием по подозрению в совершении данного преступления. В таких случаях, признание лицом своей вины в совершении преступления может быть учтено судом в качестве иного смягчающего обстоятельства в порядке часть 2 статьи 61 УК РФ или, при наличии к тому оснований, как активное способствование раскрытию преступления.
Добровольное сообщение лица о совершенном им или с его участием преступлении признается явкой с повинной и в том случае, когда лицо в дальнейшем в ходе предварительного расследования или в судебном заседании не подтвердило сообщенные им сведения. При совокупности совершенных преступлений явка с повинной как обстоятельство, смягчающее наказание, учитывается при назначении наказания за преступление, в связи с которым лицо явилось с повинной.
Явка с повинной, признанная судом первой инстанции в качестве смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного пункта «и» части 1 статьи 61 УК РФ, при отсутствии отягчающих обстоятельств является основанием для назначения наказания с применением положений части 1 статьи 62 УК РФ. В данном случае срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.
Изменения условий назначения и выплаты пособия по безработице детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей
В соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», вступившим в силу 1 января 2024 года, предусмотрено, что впервые ищущим работу и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице назначается на срок 6 месяцев, начиная со дня их регистрации в качестве безработных в размере максимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Лицам, трудоустроенным до истечения 6-месячного периода выплаты пособия по безработице, орган службы занятости будет производить выплату разницы между фактической зарплатой за каждый полностью отработанный месяц и средней зарплатой по региону до окончания 6-месячного срока.
Для назначения доплаты необходимо ежемесячно представлять в орган службы занятости справку от работодателя о фактически начисленной сумме заработной платы.
Детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым исполнилось 23 года в течение шестимесячного периода со дня регистрации их в качестве безработных, пособие по безработице будет выплачиваться в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Новые условия назначения и выплаты пособия по безработице направлены на стимулирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к активной позиции при поиске работы и к трудоустройству, и на обеспечение материальной поддержки трудоустроенных сирот.
Об избрании меры пресечения предпринимателям
В настоящий момент законодатель идет по пути либерализации в части избрания меры пресечения лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 99 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) предпринимателям должна избираться такая мера пресечения, которая позволит продолжить осуществлять их профессиональную деятельность.
Частью 1.1 статьи 108 УПК РФ закреплено, что индивидуальные предприниматели, обвиняемые или подозреваемые в совершении определенной категории преступлений (например, мошенничество, присвоение или растрата, злоупотребление полномочиями), когда эти деяния осуществлены в связи с предпринимательской деятельностью, могут быть заключены под стражу при наличии одного из следующих обстоятельств:
- отсутствия у них места жительства на территории Российской Федерации;
- нарушения ими ранее избранной меры пресечения;
- сокрытия от следствия (дознания) или суда.
Если преступления, совершены индивидуальным предпринимателем не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, то в постановлении о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу и в приложенных к данному постановлению материалах должны содержаться конкретные сведения, подтверждающие такие обстоятельства.
Усилена административная ответственность за нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
Федеральным законом от 6 апреля 2024 года №77-ФЗ в статью 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения.
В соответствии с поправками введена административная ответственность за выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового или внутриквартирного газового оборудования либо работ по техническому диагностированию газопроводов, входящих в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, организацией, не отвечающей требованиям законодательства о газоснабжении, либо лицом, не являющимся сотрудником организации, отвечающей требованиям законодательства о газоснабжении, либо ее сотрудником, не аттестованным (не переаттестованным) в установленном порядке.
За указанное правонарушение предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от 50 тыс до 100 тыс рублей, а для юридических лиц - от 100 тыс до 500 тыс рублей.
Кроме того, уточнены составы правонарушений. Так, предусмотрена административная ответственность:
- за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), или договора о техническом диагностировании газопроводов, входящих в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, если заключение таких договоров является обязательным;
- за отказ в допуске в порядке и случаях, установленных законодательством, представителя специализированной организации для выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) либо для приостановления подачи газа;
- за самовольную замену внутридомового или внутриквартирного газового оборудования без привлечения специализированной организации.
Изменения вступили в силу 17 апреля 2024 года.
Уточнены требования для граждан, желающих принять участие в конкурсе на заключение договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы
В соответствии с Федеральным законом от 23 марта 2024 года № 54-ФЗ право участвовать в конкурсе на заключение договора о целевом обучении теперь имеют граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации, получающие профессиональное образование соответствующего уровня впервые и не имеющие обязательств по ученическому или иному договору, влекущему возникновение трудовых отношений после окончания обучения.
Ранее право участвовать в конкурсе на заключение договора о целевом обучении имели граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и впервые получающие среднее профессиональное или высшее образование по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с поправками в городах федерального значения установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий, выраженного в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Соответствующие изменения внесены в статью 79 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 28.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Федеральный закон от 23 марта 2024 года № 54-ФЗ вступил в силу 3 апреля 2024 года.
О продлении срока действия водительских удостоверений
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 № 2269 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.марта 2022 г. № 353" срок действия удостоверений, который истекает или истек в 2024 и 2025 годах, продлен на 3 года.
Действие удостоверений продлевается автоматически.
При этом обращаться ГИБДД необходимо в случае, если:
- изменились персональные данные владельца;
- удостоверение пришло в негодность;
- удостоверение утеряно или похищено;
- у владельца появились противопоказания к управлению транспортным средством.
Новые способы дистанционного мошенничества.
В настоящее время дистанционное хищение с использованием информационно-телекоммуникационных технологий стремительно набирает силу. Мошенники все чаще разрабатывают новые способы дистанционного мошенничества, чтобы обогатиться за счет людей.
Рассмотрим распространённые способы дистанционного мошенничества:
- «Родственник попал в беду». Злоумышленник звонит жертве и представляется сотрудником правоохранительных органов и сообщает, что его родственник виновник ДТП. Далее, просит перечислить (передать) денежные средства, чтобы решить вопрос без уголовного преследования и т.п. Не редко бывает, что к потерпевшему приходит «курьер» и забирает деньги, тем самым похищая их. Чтобы не допустить обмана, следует позвонить своему родственнику или выяснить, как можно больше информации о пострадавшем, что наверняка позволит разоблачить злоумышленника, владеющего ограниченной информацией о таком родственнике.
- Перевод денежных средств на «безопасный счет». Злоумышленник звонит жертве и представляется сотрудником банка или правоохранительного органа. Далее, внушает жертву, что его счет небезопасен и его деньги могут снять. Потом, он просит перевести денежные средства в «безопасный счет» с помощью онлайн перевода или через банкомат. Действенным методом борьбы с мошенником, является звонок в банк по официальному номеру.
- Покупка товаров в интернет-магазинах, сервисах по продаже. Злоумышленник продаёт несуществующий товар либо отправляет другой товар вместо купленного (менее ценную вещь, муляж). Чтобы не попадаться недобросовестному продавцу, следует изучить отзывы о продавце, оплатить товар только после его осмотра и получения.
- Получение сообщения о выигрыше, победе в лотерее, получении социальной компенсации. Мошенник отправляет ссылку в электронную почту или сообщение о том, что вы выиграли в лотерее и просит оплатить комиссию, налог или иной обязательный платёж. Чтобы не попасться на такого мошенника, не следует переходить по сомнительным ссылкам. Проверьте отправителя, позвонив ему по официальному номеру телефона.
- Звонок от представителя правоохранительного органа о том, что в отношении вас возбуждено уголовное дело. Злоумышленник под видом сотрудника правоохранительного органа сообщает, что в отношении вас возбуждено уголовное дело. Далее просит перевести деньги на счет, чтобы регулировать вопрос без уголовного преследования. Не следует переводить денежные средства лжесотруднику правоохранительного органа, т.к. за дачу и получение взятки сотрудником правоохранительных органов наступает уголовная ответственность.
Таким образом, успешным противодействием мошенникам является бдительность в общении с людьми, необходимый уровень правовой и финансовой грамотности, а также сообщение своим близким и друзьям, о том, что не следует верить мошенникам. По всем фактам дистанционного мошенничества следует сообщать в правоохранительные органы.
Подробнее ...
«Дополнен перечень растений, содержащих наркотические или психотропные вещества, подлежащих контролю в Российской Федерации»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2024 № 135 расширен список растений, за выращивание которых можно привлечь к уголовной ответственности по статье 231 УК РФ (незаконное культивирование в крупном размере растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры).
Помимо иных видов растений данный список теперь включает ипомею трехцветную. Как выяснилось этот распространенный дачный вьюнок, широко используемый в ландшафтном дизайне, содержит в себе наркотическое вещество.
Согласно закону, культивация ипомеи трехцветной в количестве
от 10 растений является преступлением, за которое предусмотрено наказание
в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо до 2 лет лишения свободы.
Выращивание свыше 100 растений квалифицируется как культивация в особо крупном размере и наказывается лишением свободы на срок до 8 лет.
С 01.03.2024 вступили в силу изменения, регулирующие отношения по организации регулярных перевозок.
Поправками введены новые понятия:
- региональный стандарт транспортного обслуживания населения;
- региональный комплексный план транспортного обслуживания населения.
Региональный стандарт транспортного обслуживания населения устанавливает перечень и целевые значения показателей, характеризующие доступность, безопасность и комфортность для населения субъекта РФ регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Требования к его разработке установлены постановлением Правительства РФ от 08.12.2023 № 2086
Региональный комплексный план транспортного обслуживания населения определяет приоритеты, цели и задачи транспортного обслуживания населения субъекта РФ при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, мероприятия и сроки их реализации по достижению целевых показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения, мероприятия по развитию регулярных перевозок, организация которых отнесена к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ.
Методика формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения утверждена постановлением Правительства РФ от 24.11.2023 N 1983.
Расширен перечень преступлений, за совершение которых может быть применена конфискация имущества.
25.02.2024 вступили в силу изменения, внесенные в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ в части применения конфискации имущества.
Согласно поправкам конфискация имущества может быть применена за совершение преступлений:
- публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил РФ (ст. 207.3 УК РФ);
- публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, при условии, что эти преступления совершены из корыстных побуждений (ст. 280.4 УК РФ);
- направленных против безопасности Российской Федерации.
Под деятельностью, направленной против безопасности РФ, понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями: 189, 200.1, 209, 210, 222-223.1, 226, 226.1, 229.1, 274.1, 275-276, 281-281.3, 283, 283.1, 284.1, 284.3, 290, 291, 322, 322.1, 323, 338, 355-367, 359 УК РФ.
«Ограничение свободы как вид наказания допускает наличие в его содержании ограничений нахождения в определенных местах, направленных на минимизацию рисков контактов осужденного с потерпевшим».
Часть первая статьи 53 Уголовного кодекса РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу
она не исключает конкретизацию судом ограничения посещать определенные места запретом посещения мест, в которых может регулярно находиться потерпевший, в том числе приближаться к этим местам на определенное расстояние.
Соответственно, потерпевший от преступления, за которое в качестве наказания предусмотрено ограничение свободы, не лишен возможности
при рассмотрении дела требовать от суда при назначении данного вида наказания установления ограничения (запрета) осужденному посещать места, в которых может регулярно находиться потерпевший, в том числе приближаться к этим местам на определенное расстояние. Отказ в установлении такого ограничения (запрета), в том числе по конкретному заявленному потерпевшим месту, должен быть мотивирован, причем принципиальная невозможность установления ограничений такого рода впредь не может быть основанием для такого отказа.
Федеральный законодатель при этом не лишен возможности конкретизировать или дополнить содержание ограничения свободы с учетом задачи обеспечения и превентивной защиты прав потерпевших в части минимизации объективно обоснованных рисков продолжения (повторения) противоправных или фактически психотравмирующих действий со стороны осужденного (постановление Конституционного суда РФ от 31.01.2024 № 4-П).