Прокуратура разъясняет (457)

Право на жизнь и здоровье, честь и достоинство личности – эти общечеловеческие ценности закреплены в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Одним из основополагающих принципов гражданского права является восстановление нарушенного права, которое понимает под собой восстановление положения, существующего до нарушения права.

Принцип гражданского права, цель и способ защиты гражданских прав, п. 1 ст. 1 ГК РФ, закрепляет основные начала (принципы) гражданского права:

- признание равенства участников отношений,

- неприкосновенность собственности свобода договора,

- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела,

- необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

Механизм защиты нарушенного права является двусторонним процессом. С одной стороны, необходима правовая активность физического или юридического лица, избирающего способ защиты права, а с другой – активность правоприменителя для восстановления нарушенного права.

В силу ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских пpaв осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствие с их компетенцией. Согласно положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

Судебной практикой выработаны критерии применения восстановления положения, существовавшего до нарушения права, в качестве способа защиты гражданских прав. Среди них выделяют наличие и законность положения, которое oн желает восстановить, а также тот факт, что прежнее положение нарушено.

Органами прокуратуры ежегодно рассматриваются сотни тысяч жалоб и заявлений граждан и организаций. При этом практика показывает, что обращения, направляемые в прокуратуру, зачастую не содержат самой минимальной информации, необходимой для их разрешения, что требует дополнительных сил и средств для уточнения доводов заявителя, поиска исходных данных.

Гражданам и представителям организаций следует приводить в своих обращениях максимально полную информацию, необходимую для их рассмотрения. Обращение должно содержать сведения о заявителе: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания, телефон. Для организации - наименование, адрес, почтовый адрес, если заявление подается представителем, - также фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование представителя, адрес, копия доверенности. Обращения должны в обязательном порядке содержать подпись заявителя.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ регламентирует, что обращение гражданина в форме электронного документа может быть подано только с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Единый портал), иной информационной системы государственного органа либо официального сайта государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан.

Заявителю необходимо указать, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя и его требования, а также обстоятельства, на которых данное лицо основывает свою жалобу. По возможности следует приложить документы (копии), подтверждающие доводы жалобы. Если обжалуются действия или решения конкретных должностных лиц, необходимо указать их должности и фамилии.

Если разрешение того или иного обращения находится вне компетенции органов прокуратуры, оно будет перенаправлено по принадлежности, поскольку Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» запрещает прокурорам подменять специально созданные контролирующие органы. Взимание государственной пошлины за обращение в прокуратуру не предусмотрено. Все жалобы и заявления подаются бесплатно.

Также хотелось бы отметить для лиц, обращающихся в прокуратуру, о необходимости соблюдения этических норм и правил поведения. Обращения, содержащие нецензурные и оскорбительные выражения рассмотрению не подлежат. Снятие копий с предоставляемых заявителем документов не производится.

Вторник, 24 июня 2025 06:03

Новые требования к такси

С 1 января 2026 года вступает в силу Федеральный закон от 23.05.2025 № 116-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Согласно принятым изменениям транспортное средство, сведения о котором вносятся в региональный реестр легковых такси, должно на дату такого внесения соответствовать одному из следующих требований:

- совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации технологических операций (условий) при производстве указанного транспортного средства соответствует совокупному количеству баллов, установленному нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- автомобиль произведен в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного в период с 01.03.2022 по 01.04.2025.

С 1 января 2033 года совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации технологических операций (условий) при производстве указанного транспортного средства должно соответствовать совокупному количеству баллов, установленному нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С 1 сентября 2025 года начнет действовать новый порядок предоставления академического отпуска обучающимся по программам среднего профессионального или высшего образования.

Отпуск предоставляется в следующих случаях:

- призыва на военную службу или заключения контракта о ее прохождении;

- по медицинским показаниям;

- в иных исключительных случаях, в т.ч. связанных со стихийными бедствиями;

- по семейным обстоятельствам.

Продолжительность академического отпуска единовременно не может превышать 12 календарных месяцев, за исключением случаев, связанных с прохождением военной службы или медицинскими показаниями, когда срок не может превышать 2 лет.

Количество отпусков в период обучения не ограничивается.

Так, Федеральным законом от 1 апреля 2025 года № 41-ФЗ:

  • введена обязательная маркировка звонков от организаций;
  • служащим Банка России, сотрудникам государственных органов, банков и операторов связи и иным субъектам запрещено общаться с гражданами через иностранные мессенджеры;
  • установлен запрет на передачу SIM-карт третьим лицам, за исключением членов семьи и близких родственников абонента;
  • предусмотрено право абонента отказаться от получения рассылок и массовых вызовов;
  • для граждан введена возможность установления запрета на заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи без личного присутствия. Запрет можно будет установить через Единый портал госуслуг или при обращении в МФЦ, а снять - только при личном посещении МФЦ.

Кроме этого, закреплены мероприятия по противодействию выдаче наличных без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов.

Так, кредитная организация должна ограничить на 48 часов выдачу наличных денежных средств на сумму не более 50 тысяч рублей в сутки через банкомат, если выявит признаки выдачи денежных средств без добровольного согласия клиента, а также ограничить выдачу наличных денежных средств с использованием банкоматов до 100 тысяч рублей в месяц, если от Банка России поступит информация о случаях или попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.

Согласно закону, также будет создана государственная информационная система противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Изменения вступают в силу с 1 июня 2025 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

С 01.03.2025 вступили в силу изменения, которыми расширен перечень оснований для внеплановых проверок в отношении работодателей.

В перечне индикаторов риска нарушения обязательных требований, утвержденных приказом Минтруда России от 30.11.2021 № 838н, появился новый индикатор:

- отсутствие в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда информации о результатах проведения СОУТ у юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ/ЕГРИП более 12 месяцев назад, при условии, что указанное юридическое лицо/индивидуальный предприниматель является страхователем в Фонде пенсионного и социального страхования РФ и представляет информацию о 50 и более застрахованных лицах, или наличие в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ информации о результатах проведения СОУТ у юридического лица/индивидуального предпринимателя более 5 лет назад при наличии рабочих мест с вредными или опасными условиями труда.

Одной из схем мошенничества является вовлечение детей и молодёжи в «дропперство». Так, ребенку переводят похищенные у других людей деньги, после чего просят за вознаграждение обналичить средства или перевести сообщникам. За «дропперство» предусмотрена уголовная ответственность.

Злоумышленники также могут предложить детям «легкий заработок»: писать комментарии к постам, отзывы о товарах. Для вывода вознаграждения детей просят оплатить комиссию с указанием на их сайте реквизитов банковской карты. Далее все деньги оказываются на счетах преступников.

Зачастую мошенники взламывают аккаунты в социальных сетях детей и взрослых. Рассылают по спискам их друзей сообщения с просьбами срочно одолжить денег. В итоге доверчивые пользователи, не проверяя информацию и не связываясь со знакомыми, теряют свои сбережения.

Набирает популярность отправка сообщений якобы с фотографиями, но вместо них в ссылке отправляют вирус, который «крадёт» с гаджета логины, пароли, коды оплаты из SMS.

Наживаются аферисты и на желании детей приобретать виртуальный инвентарь для онлайн-игр. Для этого они создают поддельные сайты. При указании реквизитов карты на таком сайте мошенники могут похитить денежные средства, при введении паролей - аккаунты в играх и соцсетях.

Для безопасности в интернете необходимы - защита устройств антивирусными программами, обязательная проверка любой подозрительной информации, поступающей от «друзей». Для обеспечения безопасности маленьких детей можно настроить специальные программы родительского контроля.

Научите ребенка правилам безопасности при совершении онлайн-покупок: не переходить по ссылкам на незнакомые сайты, не оплачивать покупки через боты в соцсетях, не вводить на непроверенных сайтах ценные данные, все финансовые операции производить только в официальных приложениях.

Объясните детям, что ни в коем случае нельзя доверять обещаниям лёгких денег, расскажите подросткам об опасностях «дропперства» и возможных последствиях в виде привлечения к уголовной ответственности.

Понедельник, 02 июня 2025 05:23

Жилищные права детей-сирот

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа имеют права на обеспечение их жильем если:

-они не являются нанимателями или членами семьи нанимателей жилого помещения по договору социального найма

- у них нет в собственности жилья;

- установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

По достижении 14 лет такие дети подлежат включению в список, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Жилые помещения предоставляются по заявлению после достижения 18 лет (либо в случае приобретения полной дееспособности до 18 лет).

В качестве дополнительной гарантии прав детей-сирот на жилое помещение ст. 8.1 названного Федерального закона установлено предоставление выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (далее-выплата).

Условия предоставления выплаты - наличие по состоянию на дату подачи заявления о предоставлении выплаты совокупности обстоятельств:

- достижение заявителем возраста 23 лет;

- наличие подтвержденного не менее чем за 12 месяцев дохода не ниже минимального размера оплаты труда, который обеспечивает ему и его семье среднедушевой доход, превышающий величину прожиточного минимума;

- отсутствие задолженности по налогам и сборам, психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости;

- отсутствие судимости и (или) факта уголовного преследования за умышленное преступление;

- отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания заявителю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Кроме того, в регионе установлена дополнительная мера в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения (далее – социальная выплата).  Одним из условий предоставления социальной выплаты является отсутствие вступившего в законную силу судебного решения о предоставлении гражданину благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области.

Критерии ее получения определены законом области от 21.12.2021 № 135-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения».

Постановка на учет для предоставления выплат носит исключительно заявительный характер.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, имеют преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями перед другими лицами, включенными в список.

Способ реализации жилищного права определяется гражданином самостоятельно.

Федеральным законом от 30.11.2024 № 420-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми введена ответственность за отказ должностного лица органа государственной власти, местного самоуправления или государственного внебюджетного фонда, работника МФЦ, работника иной организации, осуществляющей функции МФЦ, или работника публично-правовой компании, оказывающей государственные услуги в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в предоставлении государственной услуги или муниципальной услуги либо в выполнении государственной или муниципальной функции в связи с отказом заявителя от прохождения идентификации или аутентификации с использованием его биометрических персональных данных.

Совершение данного правонарушения повлечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления или органов государственных внебюджетных фондов в размере от 20 000 до 25 000 рублей либо дисквалификацию сроком на 6 месяцев;

- на работников МФЦ, работников иных организаций, осуществляющих функции МФЦ, работников публично-правовой компании, оказывающей государственные услуги в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, - от 5 000 до 10 000 рублей либо дисквалификацию сроком на 6 месяцев.

Исчерпывающий перечень оснований для увольнения муниципального служащего со службы в связи с утратой доверия определен статьями 14.1 и 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и включает:

- непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

- непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

- владение муниципальным служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), которое приводит или может привести к конфликту интересов, и муниципальный служащий не передал принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

  • непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо неполных, либо недостоверных сведений.

Освобождение от ответственности за перечисленные нарушения обязательных требований предусмотрено лишь в случае признания их следствием возникновения обстоятельств, независящих от воли муниципального служащего, в порядке, предусмотренном ч.ч. 3 - 6 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Страница 5 из 33