Контрольные мероприятия КСО (6)
«Аудит эффективности использования средств, направленных на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»
Автор Чумилин АртемИнформация по итогам параллельного со Счетной палатой Республики Саха (Якутия) контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств, направленных на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»
Председателем Контрольно-счетной палаты ГО «Жатай» 15 августа 2024 года утверждены итоги параллельного со Счетной палатой Республики Саха (Якутия) контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств, направленных на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» проведенного в соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты ГО «Жатай» на 2024 год и Решения о проведении Счетной палатой Республики Саха (Якутия) и Контрольно-счетной палатой ГО «Жатай» параллельного контрольного мероприятия от 31 мая 2024 года.
Проверяемый период деятельности 2021-2023 годы, 1 полугодие 2024 года.
Объект контрольного мероприятия:
Окружная администрация ГО «Жатай».
Объекты визуального осмотра:
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Ручеёк» ГО «Жатай».
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Василёк» ГО «Жатай».
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Чебурашка» ГО «Жатай».
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Снежинка» ГО «Жатай».
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» ГО «Жатай».
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Д.Х. Скрябина» ГО «Жатай».
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» ГО Жатай
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Росток»
- Муниципальное бюджетное учреждение «Дом культуры «Маяк» ГО «Жатай».
- Муниципальное бюджетное учреждение «Жатайская городская библиотека».
- Муниципальное бюджетное учреждение «Музей ГО «Жатай».
Цели контрольного мероприятия:
- Оценить соблюдение требований муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы использования средств местного бюджета Городского округа «Жатай», направленных на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках реализации муниципальных программ «Доступная среда ГО «Жатай» на 2020-2022 годы» и «Доступная среда ГО «Жатай» на 2023-2027 годы».
- Проверка законности, полноты и эффективности использования средств, направленных на реализацию мероприятий по повышению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках реализации муниципальных программ «Доступная среда ГО «Жатай» на 2020-2022 годы» и «Доступная среда ГО «Жатай» на 2023-2027 годы».
- Оценка результативности реализации мероприятий по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках реализации муниципальных программ «Доступная среда ГО «Жатай» на 2020-2022 годы» и «Доступная среда ГО «Жатай» на 2023-2027 годы»:
По итогам контрольного мероприятия установлено:
За последние три года заметен рост числа инвалидов, в том числе детей. Так по сравнению с 2020 годом численность инвалидов (взрослое население) по состоянию на 01 января 2024 года увеличилось на 20 человек, или на 4,2% и составило 492 человека. Также растет численность детей-инвалидов, по сравнению с 2020 годом численность увеличилась на 12 человек, или на 26,1% и составила 58 человек по состоянию на 01 января 2024 года.
Окружной Администрацией ГО «Жатай» принятые муниципальные правовые акты, цели, задачи и мероприятия муниципальных программ соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области обеспечения доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Постановлением Окружной Администрации ГО «Жатай» от 11.12.2019 года № 93-г утверждена муниципальная программа «Доступная среда ГО «Жатай» на 2020 -2022 годы». Постановлением ОА ГО «Жатай» от 14.11.2022 года № 64-Г утверждена муниципальная программа «Доступная среда Городского округа «Жатай» на 2023-2027 годы».
Общий объем проверенных средств составил 2 315,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 1 053,8 тыс. рублей, средств местного бюджета – 1 263,7 тыс. рублей.
В ходе проведения контрольного мероприятия, нарушения не установлены.
В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены недостатки при формировании и исполнении бюджета, выразившиеся в неэффективном использовании бюджетных средств муниципальными бюджетными учреждениями в размере 7,4 тыс. рублей (2 факта); прочие недостатки (5 фактов), выразившиеся в ширине маркировочных контрастных полос желтого цвета, нанесенных на первые и последние ступени лестниц составляющей 0,05 м. (4 факта).
В ходе проведения контрольного мероприятия учреждениями устранены недостатка (3 факта): МБОУ ДО «Детская школа искусств» – тактильная табличка прикреплена к фасаду здания (1 факт); МБДОУ «Детский сад комбинированного типа № 4 «Снежинка» - ширина маркировочной полосы составила 0,1 м. (1 факт); МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 - тактильная табличка прикреплена к фасаду здания (1 факт).
Нарушений по заключению, исполнению контрактов и размещению информации не установлено.
Всеми учреждениями за проверяемый период выполнены запланированные мероприятия в соответствии с утвержденными дорожными картами и увеличен уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
В целом, ГО «Жатай» мероприятия муниципальных программ «Доступная среда Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы» и «Доступная среда Городского округа «Жатай» на 2023-2027 годы» реализованы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. С учетом выявленных недостатков Контрольно-счетной палатой ГО «Жатай» сделан вывод о реализации ОА ГО «Жатай» муниципальных программ «Доступная среда Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы» и «Доступная среда Городского округа «Жатай» на 2023-2027 годы» в целом эффективно.
С учетом изложенного и на основании статьи 17 Положения о Контрольно-счетной палате Городского округа «Жатай», утвержденного решением Окружного Совета депутатов от 23 декабря 2021 года № 29-5, Окружной администрации ГО «Жатай» направлено представление об устранении выявленных недостатков.
Информация по итогам совместного контрольного мероприятия.
Автор АртёмИнформация по итогам совместного контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальных программ «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы» и «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Городского округа «Жатай» на 2023-2027 годы» (совместно с ревизором Окружной Администрации ГО «Жатай»)
Председателем Контрольно-счетной палаты ГО «Жатай» 15 августа 2024 года утверждены итоги совместного контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальных программ «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы» и «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Городского округа «Жатай» на 2023-2027 годы» (совместно с ревизором Окружной Администрации ГО «Жатай»), проведенного в соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты ГО «Жатай» на 2023-2024 годы и Решения о проведении совместного контрольного мероприятия с ревизором Окружной администрации ГО «Жатай» от 01 декабря 2023 года.
Проверяемый период деятельности 2022-2023 годы, 1 полугодие 2024 года.
Объекты контрольного мероприятия:
Окружная администрация ГО «Жатай», муниципальные унитарные предприятия.
Цели контрольного мероприятия:
- Оценить соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы использования средств местного бюджета Городского округа «Жатай», направленных на реализацию мероприятий муниципальных программ «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы» и «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Городского округа «Жатай» на 2023-2027 годы».
- Оценить законность и результативность использования средств местного бюджета Городского округа «Жатай», направленных на реализацию мероприятий муниципальных программ «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы» и «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Городского округа «Жатай» на 2023-2027 годы».
По итогам контрольного мероприятия установлено:
Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства на территории ГО «Жатай» определены Стратегией социально-экономического развития Городского округа «Жатай» Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года, утвержденной Решением Окружного Совета депутатов ГО «Жатай» от 20 декабря 2018 года № 58-2.
Приняты муниципальные правовые акты ОА ГО «Жатай», которыми утверждены Положения, Порядки и Административные регламенты по реализации полномочий органа местного самоуправления в области жилищно-коммунального характера.
Постановлением Главы Окружной Администрации ГО «Жатай» от 02 декабря 2019 года № 90-г утверждена муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Городского округа «Жатай» на 2020 - 2022 годы».
Постановлением Главы ОА ГО Жатай от 09 ноября 2022 года № 62-г утверждена новая муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Городского округа «Жатай» на 2023 - 2027 годы».
Общий объем проверенных средств составил 518 210,4 тыс. рублей, в том числе по источникам: ФБ – 171 558, 4 тыс. рублей, ГБ – 231 501,9 тыс. рублей, МБ – 115 150,1 тыс. рублей.
Общий объем выявленных нарушений 10 200,6 тыс. рублей (26 фактов), в том числе: нарушения при формировании и исполнении бюджетов, выразившиеся в установлении случаев и порядка предоставления из бюджетов бюджетной системы субсидий юридическим лицам (за исключением субсидии государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в общем размере 10 175,6 тыс. рублей (18 фактов), ст. 78 Бюджетного кодекса; нецелевое использование бюджетных средств (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ) 1,0 тыс. рублей (1 факт). В ходе подготовки Отчета нарушение устранено; нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») 24,0 тыс. рублей (4 факта); прочие нарушения (3 факта) (порядки предоставления субсидий юридическим лицам в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, утверждены распоряжением ОА ГО «Жатай»
Кроме того, установлены недостатки и риски в общем объеме 2 586,5 тыс. рублей (203 факта), в том числе: недостатки, выразившиеся в неэффективном использовании бюджетных средств в размере 2 443,9 тыс. рублей (4 факта); риски в объеме 342,6 тыс. рублей (199 фактов), в том числе: риск нецелевого использования бюджетных средств в размере 2,9 тыс. рублей (6 фактов); риск неэффективного использования бюджетных средств в размере 339,7 тыс. рублей (193 факта).
В целом, ГО «Жатай» мероприятия муниципальных программ «Развитие жилищно-коммунального хозяйства ГО «Жатай» на 2020-2022 годы» и «Развитие жилищно-коммунального хозяйства ГО «Жатай» на 2023-2027 годы» реализованы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. С учетом выявленных нарушений и недостатков Контрольно-счетной палатой ГО «Жатай» сделан вывод о реализации ОА ГО «Жатай» муниципальных программ в 2022, 2023 годах и текущем периоде 2024 года не эффективно.
С учетом изложенного и на основании статьи 17 Положения о Контрольно-счетной палате Городского округа «Жатай», утвержденного решением Окружного Совета депутатов от 23 декабря 2021 года № 29-5, Окружной администрации ГО «Жатай» направлено представление об устранении выявленных нарушений и недостатков.
«Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальной программы «Развитие культуры Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы»
Информация по итогам контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальной программы «Развитие культуры Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы» (параллельно с ревизором Окружной администрации ГО «Жатай»)
Председателем Контрольно-счетной палаты ГО «Жатай» 02 марта 2023 года утверждены итоги контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальной программы «Развитие культуры Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы» (параллельно с ревизором Окружной администрации ГО «Жатай»), проведенного в соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты ГО «Жатай» на 2022-2023 годы и Решения о проведении параллельного с ревизором Окружной администрации ГО «Жатай» контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальной программы «Развитие культуры Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы» от 12 августа 2022 года.
Проверяемый период деятельности 2020-2022 годы.
Объекты контрольного мероприятия:
Окружная администрация ГО «Жатай», муниципальные бюджетные учреждения культуры ГО «Жатай».
Цели контрольного мероприятия:
- Оценить соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы использования средств местного бюджета Городского округа «Жатай», направленных на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие культуры Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы»
- Оценить законность и эффективность использования средств местного бюджета Городского округа «Жатай», направленных на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие культуры Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы».
По итогам контрольного мероприятия установлено:
Вопросы местного значения городского округа в области культуры закреплены ст. 16 и 16.1. Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Полномочия органов местного самоуправления в области культуры определены нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
На муниципальном уровне утверждена Постановлением Главы Окружной Администрации ГО «Жатай» (далее – ОА ГО Жатай) от 18 ноября 2019 год № 73-г утверждена муниципальная программа «Развитие культуры Городского округа «Жатай» на 2020 - 2022 годы» (далее – МП, программа).
Программа определяет основные направления и приоритеты развития культуры на территории Городского округа «Жатай» на 2020 - 2022 годы. Основной стратегической целью Программы является: улучшение благоприятных условий для развития культуры в Городском округе «Жатай».
В целом цели, задачи и мероприятия муниципальной программы соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области развития культуры.
В целях реализации мероприятий программы ОА ГО «Жатай» как главным распорядителем бюджетных средств (далее – ГРБС) муниципальным бюджетным учреждениям предоставляются субсидии на иные цели на основании заключенных Соглашений. Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным учреждениям Городского округа «Жатай», утвержден постановлением Главы ГО «Жатай» от 20 сентября 2020 года № 73-г.
Всего за период реализации программы муниципальным бюджетным учреждениям было выделено 10 274,6 тыс. рублей в виде субсидий на иные цели, в том числе: за 2020 год – 870,9 тыс. рублей (5 учреждений), за 2021 год – 6 960,2 тыс. рублей (4 учреждения), за 2022 год – 2 443,6 тыс. рублей (2 учреждения). Кассовое исполнение составило 100%. При этом произведен возврат неиспользованных объемов субсидий на иные цели муниципальными учреждениями в размере 0,2 тыс. рублей, или 0,002% от общего объема субсидий, предоставленных в 2022 году.
В нарушение ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 4.3.4. Соглашений на 2022 год учреждением представлены отчеты об использовании средств субсидии с нарушением установленного срока (3 факта), непредставление отчета (1 факт), предоставление отчета ранее срока заключения Соглашения о предоставлении субсидии (1 факт).
В нарушение ст. 78.1 и ст. 158 Бюджетного кодекса, п. 3.2. Положения об Управлении культуры, спорта, молодежной и семейной политики ОА ГО «Жатай», п. 4.1.5 Соглашений на 2022 год, Управлением культуры, спорта, молодежной и семейной политики ОА ГО «Жатай» не осуществлялся контроль за исполнением муниципальными бюджетными учреждениями условий предоставления субсидий на иные цели в рамках реализации мероприятий программы «Развитие культуры Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы» (5 фактов).
Общий объем проверенных средств составил 101 642,3 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 4 622,4 тыс. рублей, средства государственного бюджета 2 865,5 тыс. рублей, средства местного бюджета – 94 154,4 тыс. рублей.
В нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств, определенного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, установлено неэффективное использование бюджетных средств в размере 296,7 тыс. рублей (2 факта): МБУ «Дом культуры «Маяк» - 188,1 тыс. рублей (1 факт), ОА ГО «Жатай» - 108,6 тыс. рублей (1 факт).
В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ в нарушение ст. 78.1. Бюджетного кодекса РФ, принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено нецелевое использование бюджетных средств МБУ «ДК «Маяк» в размере 3,4 тыс. рублей, направленных на изготовление печатной продукции (1 факт).
В ходе проведения контрольного мероприятия установлены нарушения Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части: размещения информации об исполнении контракта с нарушением установленного срока (2 факта); нарушения сроков окончательной оплаты по контракту (1 факт); не размещена информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта) (1 факт).
В целом, ГО «Жатай» мероприятия муниципальной программы «Развитие культуры Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы» реализованы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Вместе с тем, с учетом выявленных нарушений и недостатков Контрольно-счетной палатой ГО «Жатай» сделан вывод о реализации ОА ГО «Жатай» муниципальной программы «Развитие культуры Городского округа «Жатай» на 2020-2022 годы» неэффективно.
С учетом изложенного и на основании статьи 17 Положения о Контрольно-счетной палате Городского округа «Жатай», утвержденного решением Окружного Совета депутатов от 23 декабря 2021 года № 29-5, Окружной администрации ГО «Жатай» направлено представление об устранении выявленных нарушений и недостатков.
Информация по итогам контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальной программы «Молодежь. Семья. Спорт Городского округа «Жатай» на 2019-2021 годы»
Председателем Контрольно-счетной палаты ГО "Жатай" 22 июля 2022 года утверждены итоги контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальной программы «Молодежь. Семья. Спорт Городского округа «Жатай» на 2019-2021 годы», проведенного в соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты ГО «Жатай» на 2022 год.
Проверяемый период деятельности 2019-2021 годы.
Объект контрольного мероприятия: Окружная администрация ГО «Жатай».
Цели контрольного мероприятия:
- Оценить соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы использования средств местного бюджета Городского округа «Жатай», направленных на реализацию мероприятий муниципальной программы «Молодежь. Семья. Спорт. Городского округа «Жатай» на 2019-2021 годы»
- Оценить законность и эффективность использования средств местного бюджета Городского округа «Жатай», направленных на реализацию мероприятий муниципальной программы «Молодежь. Семья. Спорт. Городского округа «Жатай» на 2019-2021 годы».
По итогам контрольного мероприятия установлено:
Вопросы местного значения городского округа в области физической культуры и спорта, молодежной и семейной политики закреплены ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта определены ст. 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 696-З № 327-IV «О физической культуре и спорте в Республике Саха (Якутия)».
В области молодежной политики полномочия органов местного самоуправления определены ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» Закона Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 1998 года З № 49-II «О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)».
В сфере добровольчества (волонтерства) полномочия органов местного самоуправления определены п. 4 ст. 17.3. Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Решение вопросов органами местного самоуправления в области семейной политики определены: Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09 октября 2007 года № 1351; Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Законом Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)».
На муниципальном уровне утверждена постановлением Главы Окружной Администрации ГО «Жатай» (далее – ОА ГО Жатай) от 27 декабря 2018 год № 73-г муниципальная программа «Молодежь. Семья. Спорт. Городского округа «Жатай» на 2019 - 2021 годы» (далее – МП, программа).
Программа определяет основные направления и приоритеты социальной политики развития Городского округа «Жатай» на 2019 - 2021 годы в области молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта
В целом цели, задачи и мероприятия муниципальной программы соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области физический культуры и спорта, молодежной и семейной политики, добровольчества (волонтерства).
В целях реализации мероприятий программы ОА ГО «Жатай» как главным распорядителем бюджетных средств (далее – ГРБС) муниципальным бюджетным учреждениям предоставляются субсидии на иные цели на основании заключенных Соглашений. Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным учреждениям Городского округа «Жатай», утвержден постановлением Главы ГО «Жатай» от 20 сентября 2020 года № 73-г.
Всего за период реализации программы муниципальным бюджетным учреждениям было выделено 1 203,9 тыс. рублей в виде субсидий на иные цели, в том числе: за 2019 год – 565,8 тыс. рублей (5 учреждений), за 2020 год – 58,9 тыс. рублей (2 учреждения), за 2021 год – 579,1 тыс. рублей (4 учреждения). Кассовое исполнение составило 100%. При этом произведен возврат неиспользованных объемов субсидий на иные цели муниципальными учреждениями в размере 66,4 тыс. рублей, или 5,5% от общего объема субсидий, в том числе по годам: 2019 год – 21,9 тыс. рублей, или 3,9% от общего объема субсидий на 2019 год, 2021 год – 44,5 тыс. рублей, или 7,7% от общего объема субсидий на 2021 год.
В нарушение ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 2.2.2. Соглашений на 2019 год 6 муниципальными бюджетными учреждениями представлены отчеты об использовании средств субсидии с нарушением установленного срока (16 фактов).
В нарушение ст. 78.1 и ст. 158 Бюджетного кодекса, п. 3.2. Положения об Управлении культуры, спорта, молодежной и семейной политики ОА ГО «Жатай», п. 2.1.2. Соглашений на 2019 год Управлением культуры, спорта, молодежной и семейной политики ОА ГО «Жатай» не осуществлялся контроль за исполнением муниципальными бюджетными учреждениями условий предоставления субсидий на иные цели в рамках реализации мероприятий программы «Молодежь. Семья. Спорт на 2019-2021 годы» (16 фактов).
Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий муниципальной программы «Молодежь. Семья. Спорт. Городского округа «Жатай» на 2019-2021 годы» показала, чтона реализацию мероприятий программы за период ее действия (2019-2021 год) направлено 108 049,1 тыс. рублей, исполнение составило 99% или 107 306,1 тыс. рублей
В нарушение ст. 38, 306.4 Бюджетного кодекса РФ ОА ГО «Жатай» допущено нецелевое использование средств в размере 51,9 тыс. рублей, выразившегося в направлении средств Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению на укрепление материально-технической базы за счет средств местного бюджета в рамках реализации мероприятия «Организация и проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности» подпрограммы «Молодежная политика»; на укрепление материально-технической базы за счет средств государственного бюджета РС(Я) субсидия на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях РС(Я)) в рамках реализации мероприятия «Организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности» подпрограммы «Молодежная политика».
В целом, ГО «Жатай» мероприятия муниципальной программы «Молодежь. Семья. Спорт Городского округа «Жатай» на 2019-2021 годы» реализована в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
С учетом выявленных нарушений и недостатков Контрольно-счетной палатой ГО «Жатай» сделан вывод о реализации мероприятия Муниципальной программы «Молодежь. Семья. Спорт Городского округа «Жатай» на 2019-2021 годы» недостаточно результативно.
С учетом изложенного и на основании статьи 17 Положения о Контрольно-счетной палате Городского округа «Жатай», утвержденного решением Окружного Совета депутатов от 23 декабря 2021 года № 29-5, Окружной администрации ГО «Жатай» направлено представление об устранении выявленных нарушений и недостатков.
Информация по итогам контрольного мероприятия.
"Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на обеспечение жильем молодых семей в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг" (параллельно со Счетной палатой РС(Я))
Председателем Контрольно-счетной палаты ГО "Жатай" 01 апреля 2022 года утверждены итоги контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на обеспечение жильем молодых семей в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг" (параллельно со Счетной палатой РС(Я)), проведенного в соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты ГО «Жатай» на 2022 год и Решением о проведении параллельного со Счетной палатой Республики Саха (Якутия) и контрольно-счетными органами муниципальных образований Республики Саха (Якутия) контрольного мероприятия от 28 декабря 2021 года
Проверяемый период деятельности 2020-2021 годы, текущий период 2022 года.
Объект контрольного мероприятия:
Окружная администрация ГО "Жатай".
Цели контрольного мероприятия:
- Оценить соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы" и средств местного бюджета Городского округа "Жатай", направленных на реализацию мероприятий муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей на территории Городского округа "Жатай" на 2020 – 2022 годы".
- Оценить законность и результативность использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы" и средств местного бюджета Городского округа "Жатай", направленных на реализацию мероприятий муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей на территории Городского округа "Жатай" на 2020 – 2022 годы".
По итогам контрольного мероприятия установлено:
Одной из мер государственной поддержки лиц из числа молодых семей в Российской Федерации является улучшение их жилищных условий с учетом потребностей.
Согласно Закону РС(Я) о государственной молодежной политике в республике органы государственной власти РС(Я) в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по реализации программ по обеспечению жильем молодых специалистов и молодых семей.
По данным Росстата на 31.12.2020 года численность молодых семей в республике, нуждающихся в жилых помещениях, составила 4 072 человек, в том числе по ГО «Жатай» 76 семей.
Из-за долгого ожидания молодые семьи зачастую теряют свое право на улучшение жилищных условий. Так, по ГО «Жатай» за 2020-2021 годы в связи с превышением возраста 35 лет подлежали исключению из очереди на получение жилья 5 молодых семей. Исключение семей из списка по причине достижения предельного возраста для участия в мероприятии в большинстве случаев связано с продолжительным периодом ожидания социальной выплаты, который может составлять от 1 года до 10 лет и более.
Кроме того, одной из особенностей реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей является предоставление многодетным семьям приоритетного права на получение социальной выплаты. В ГО «Жатай» при формировании списка молодых семей, которые изъявили желание получить социальную выплату в планируемом году, приоритетное право получили многодетные семьи, имеющие трех и более детей.
Анализ республиканского и муниципального законодательства, регламентирующего обеспечение жильем молодым семьям, показал его несовершенство.
На республиканском уровне основным нормативным правовым актом, регламентирующим обеспечение жильем молодых семей, является постановление Правительства РС(Я) от 01.04.2020 №65 «О мерах по обеспечению жильем молодых семей в Республике Саха (Якутия)» и государственная программа Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы" (далее - ГП-20).
В ГП-20 одним из приоритетных направлений государственной политики является привлечение и закрепление населения на Дальнем Востоке. Для привлечения высококвалифицированных специалистов, закрепления населения в республике необходимо строительство ведомственного и арендного жилья, предоставление социальных выплат на приобретение жилья перспективным молодым специалистам, в том числе в сельской местности. Вместе с тем мероприятия ГП-20 предусматривает обеспечение жильем только молодых семей.
В ГО «Жатай» не утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей на муниципальном уровне, при этом формировался сводный список молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях.
Проверка показала в целом соблюдение действующих нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение жильем молодых семей.
Вместе с тем в ходе проверки выявлены отдельные нарушение порядка условий предоставления (расходования), межбюджетных субсидий и (или) соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий (6 фактов).
Одной из основных проблем при реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей является недостаточное финансирование. В целях полного обеспечения жильем (расчетно) 18 молодых семей, расчетная потребность в финансировании по всем источникам бюджета составляет 21,9 млн. рублей (9,8 млн. рублей (ФБ, ГБ), 12,1 млн. рублей (МБ)).
При условии сохранения тенденции выделения бюджетных ассигнований в таком же объеме, как и в предыдущие годы, на полное обеспечение жильем молодых семей потребуется свыше 10 лет.
Недостаточный уровень ресурсного обеспечения, влекущий низкий уровень обеспечения жильем молодых семей, приводит к длительным срокам ожидания социальной выплаты на приобретения (строительство) жилья. В среднем в республике период ожидания получения социальных выплат молодыми семьями составляет 8 лет, по ГО «Жатай» - 10 лет.
В проверяемый период мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей» реализовывалось в рамках подпрограммы «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» госпрограммы РС(Я) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг» и Муниципальной программы.
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» по ГО «Жатай» за 2020-2021 годы и текущий период 2022 года составляет 4 055,5 тыс. рублей , в том числе за счет средств федерального бюджета 1 118,4 тыс. рублей (уд. вес 27,6%) , средства госбюджета РС (Я) 97,3 тыс. рублей (уд. вес 2,3%), средства местного бюджета ГО «Жатай» - 2 425,1 тыс. рублей (уд. вес 70,1%).
За 2020-2021 годы кассовые расходы составили 100%, или 2 763,7 тыс. рублей (2020г. – 100%, 2021г. – 100%). Остатки 2020-2021 годов 126,3 тыс. рулей) объясняются снижением стоимости договора купли-продажи квартиры.
Принципы результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств, направленных на обеспечение жильем молодых семей, фактически реализуются в республике через предоставление гражданами свидетельств на получение социальной выплаты без проведения Министерством строительства РС(Я) и органами местного самоуправления оценки приобретаемого жилья на предмет улучшения жилищных условий молодых семей. Нормативными правовыми актами республики указанный механизм оценки Министерством строительства РС(Я) и органами местного самоуправления не предусмотрен.
Учитывая условия проживания молодых семей до предоставления социальной выплаты на приобретение жилья (проживание в жилых помещениях площадью ниже учетной нормы, отсутствие на момент получения на праве собственности жилых помещений), и с учетом факта приобретения квартир, отвечающим санитарным и техническим требованиям для постоянного проживания, площадью, соответствующей учетной норме, Контрольно-счетной палатой в целом сделан вывод об улучшении жилищных условий молодых семей в проверяемом периоде.
Общий объем проверенных Контрольно-счетной палатой средств, направленных на реализацию мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», составил 3 180,4 тыс. рублей (1 118,4 тыс. рублей (ФБ), 97,3 тыс. рублей (ГБ), 1 550,1 тыс. рублей (МБ), 414,6 тыс. рублей - внебюджетные средства)).
Суммарных нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, не установлено.
Установлены нарушения порядка условий предоставления (расходования), межбюджетных субсидий и (или) соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий (6 фактов) и нарушения требований постановления Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050«О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;постановления Правительства РС(Я) от 01.04.2020 №65 «О мерах по обеспечению жильем молодых семей в Республике Саха (Якутия)»; ст. 86 Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части не принятия нормативных правовых актов по вопросу местного значения в части обеспечению жильем молодых семей.
В период проведения контрольного мероприятия Окружной администрацией ГО «Жатай» устранено нарушение требований Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона № 131-ФЗ, постановлением Окружной администрации ГО «Жатай» от 31 марта 2022 года № 17-Г «Об утверждении порядков» утверждены нормативные правовые акты по вопросу местного значения по обеспечению жильем молодых семей.
ГО "Жатай" эффективность реализации Муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Городского округа «Жатай» на 2019-2021 годы» определяется исходя из выполнения количественного показателя и за 2020 год составила 100%, за 2021 год – 100%. За период 2020-2021 годов реализовано 2 свидетельства о праве получения социальных выплат или 100% от объема выданных свидетельств (в 2020 году - 1 молодая семья, 2021 году – 1 молодая семья). Две молодые семьи улучшили свои жилищные условия, путем приобретения квартир.
С учетом выявленных нарушений и недостатков Контрольно-счетной палатой ГО «Жатай» сделан вывод о реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках Муниципальной программы по обеспечению жильем молодых семей в ГО «Жатай» недостаточно результативно.
С учетом изложенного и на основании статьи 17 Положения о Контрольно-счетной палате Городского округа "Жатай", утвержденного решением Окружного Совета депутатов от 23 декабря 2021 года № 29-5, Окружной администрации ГО "Жатай" направлено представление об устранении выявленных нарушений и недостатков.